Лента новостей
0

В Казахстане планируют внедрить методику функционального анализа госорганов в 2016 году

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 23.12.2015 21:28 Zakon.kz
Она будет направлена на систематический пересмотр компетенции госорганов путем ликвидации невостребованных функций.
На XVI съезде партии «Нур Отан» 11 марта текущего года Глава государства определил пять ключевых институциональных реформ по укреплению казахстанской государственности.

В их числе – формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата; обеспечение верховенства закона; индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации; нация единого будущего; а также транспарентное и подотчетное государство.

Для реализации данных реформ Указом Главы государства создана Национальная комиссия по модернизации, в составе которой пять рабочих групп, состоящих из отечественных и международных экспертов.

Институциональные реформы направлены на достижение главной цели - вхождение в число 30-ти самых развитых государств мира к 2050 году.

Планом Нации «100 конкретных шагов» планируется реализация Шага 97 - расширение возможности граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие саморегулирования и местного самоуправления.

Передача несвойственных государству функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям. Правительство станет компактным за счет сокращения несвойственных государству и избыточных функций.

Целью данного Шага является расширение возможности граждан участвовать в процессе принятия решений и совершенствование системы государственного управления путем передачи государственных функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям.

Одной из основных задач данного Шага является установление качественного системного подхода и критериев передачи госфункций.

В 2013 - 2014 гг. в конкурентную среду были переданы функции по техническому осмотру автомобилей, в Национальную палату предпринимателей РК по организации и проведению конкурса на соискание премии Президента Казахстана «Алтын сапа» и конкурса – выставки «Лучший товар Казахстана», а также функция по содействию организации импорта и экспорта прав на использование произведений.

В ходе изучения международного опыта, был рассмотрен опыт США, где по передаче государственных функций принят закон об инвентаризации функций федеральных органов власти США. Данным законом:

- ежегодно определяются функции, не являющиеся однозначно государственными, которые могут быть реализованы частными компаниями;
- федеральные ведомства ежегодно представляют в Административно-бюджетное управление Белого дома перечень передаваемых на аутсорсинг видов коммерческой деятельности. При этом не требуется проведение сравнительного анализа затрат;
- перечень направляется в Конгресс для утверждения и становится доступным для населения;
- в течение 30 календарных дней заинтересованная сторона может подать запрос для осуществления функции, указанной в перечне.

В связи с чем администрация Белого Дома ежегодно по предложениям федеральных ведомств формирует перечень функций, возможных к передаче в конкурентную среду через аутсорсинг.

В Германии, Великобритании, Франции государственные функции передаются саморегулируемым организациям, объединяющим субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, при наличии внутренних правил, стандартов, контроля и коллективной имущественной ответственности.

С учетом вышеуказанного международного опыта рабочей группой по формированию подотчетного государства в Мажилисе Парламента РК были определены подходы по передаче государственных функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям, которые одобрены на заседании Национальной Комиссии по модернизации.

В целях координации работы различных ведомств предложено создать Постоянно Действующую Комиссию с включением в её состав депутатов Парламента, руководства центральных исполнительных органов, представителей Общественных советов, НПП «Атамекен», ОЮЛ «Гражданский Альянс Казахстана» и других неправительственных организаций для:

- определения перечня функций, передаваемых в конкурентную среду по каждому госоргану;
- выбора формы передачи функций (госзаказ, аутсорсинг, за счет средств услугополучателей, саморегулирование);
- анализа готовности конкурентной среды к осуществлению передаваемых госфункций с учетом регламентов, критериев цены и качества;
- рассмотрения разработанных госорганами регламентов передачи госфункций;
- выработки системы мониторинга и контроля за переданными функциями.

Вместе с тем Министерство национальной экономики Республики Казахстан в 2016 году планирует внедрить Методику функционального анализа госорганов, которая также позволит определить перечень госфункций для передачи в конкурентную среду.

Данная Методика будет направлена на систематический пересмотр компетенции государственных органов путем ликвидации невостребованных функций, разграничения дублирующих функций, закрепления новых функций через призму стратегических целей и конечных результатов, а также передачи несвойственных функций в негосударственный сектор путем формирования оптимального объема функций в каждом конкретном государственном органе для установления роли государства и конкурентной среды как в отдельных сферах (отраслях), так и на разных уровнях административно-территориального деления.

Также, в реализацию 97 Шага планируется стимулировать развитие саморегулируемых организаций и заинтересованность конкурентной среды в осуществлении госфункций путем проведения регулярных отраслевых слушаний с участием заинтересованных общественных и коммерческих организаций и организации соответствующих учебных курсов.

В ноябре были приняты законы «О саморегулировании» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам саморегулирования», которые вводятся в действие в 2016 году.

Законом внедрен новый институт регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности.

Саморегулирование определяется как комплекс мер, направленных на самостоятельное регулирование физическими и юридическими лицами осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, основанной на добровольном или обязательном членстве в саморегулируемой организации.

Сегодня отдельные элементы саморегулирования присутствуют в действующей практике объединений аудиторов, оценщиков, нотариусов и других. На примере данных объединений можно убедиться в разновидности саморегулирования в зависимости от сферы деятельности, наличия особенных элементов корпоративного управления в каждом из них.

Закон «О саморегулировании» позволит внедрить эффективную форму контроля и исключить негативные аспекты государственного регулирования.

Кроме того, в рамках расширения участия граждан в процессе принятия решений через развитие местного самоуправления принят закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения самостоятельного бюджета местного самоуправления» от 2 ноября 2015 года.

Так, с 2018 года он предусматривает на уровне сельского округа, аула, села, поселка, города районного значения внедрение самостоятельного бюджета местного самоуправления. В областных центрах и городах республиканского значения будут работать механизмы участия граждан в обсуждении проектов соответствующих бюджетов.

Таким образом, реализация вышеуказанных мер позволит расширить участие граждан в процессе принятия решений, сократить государственные функции, развить саморегулирование и местное самоуправление, снизить расходы государства и сделать Правительство компактным.

Динара Жубанова, и.о. Директора Департамента развития системы государственного управления МНЭ РК

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: