Утверждены требования по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем
Zakon.kz
К субъектам финансового мониторинга относятся адвокаты и другие независимые специалисты по юридическим вопросам в случаях, когда они по поручению клиента участвует в операциях с деньгами или иным имуществом.
Министр финансов РК своим приказом утвердил Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для адвокатов, и других независимых специалистов по юридическим вопросам, сообщает Zakon.kz.
Как указывается, к субъектам финансового мониторинга относятся адвокаты и другие независимые специалисты по юридическим вопросам в случаях, когда они от имени или по поручению клиента участвует в операциях с деньгами или иным имуществом. Они являются ответственными лицами по организации и соблюдению правил внутреннего контроля (ПВК).
Субъект от имени или по поручению клиента участвует в операциях с деньгами или иным имуществом в отношении следующей деятельности:
- купле-продаже недвижимости;
- управлении деньгами, ценными бумагами или иным имуществом; управлении банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- аккумулировании средств для создания, обеспечения, функционировании или управлении компанией;
- создания, купли-продажи, функционирования юридического лица или управления им.
Субъекты несут административную ответственность за неисполнение обязанностей по разработке, принятию или исполнению ПВК и программ его осуществления в соответствии с Кодексом РК «Об административных правонарушениях».
Внутренний контроль осуществляется в целях:
- обеспечения выполнения субъектами требований законодательства РК о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ);
- поддержания эффективности системы внутреннего контроля на уровне, достаточном для управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ОД/ФТ);
- минимизации рисков ОД/ФТ.
Так, программа управления риском (ОД/ФТ) предусматривает проведение субъектами, оценки риска совершения клиентом операций с деньгами и (или) иным имуществом, связанных с присвоением уровней риска. Уровни риска формируются на основании имеющихся сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике.
Результаты оценки рисков документально фиксируются и предоставляются по требованию соответствующих государственных органов и некоммерческих организаций, членами которых являются субъекты.
Уровни риска, присваиваемые клиенту, пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
В программе управления риском высокий уровень риска ОД/ФТ присваивается:
1) деловым отношениям и сделкам с клиентами из государств (территорий):
не выполняющих или недостаточно выполняющих рекомендации ФАТФ;
с повышенным уровнем коррупции;
с повышенным уровнем преступной деятельности;
подвергнувшихся санкциям, эмбарго и аналогичным мерам, налагаемым Организацией объединенных наций;
предоставляющих финансирование или поддержку террористической (экстремисткой) деятельности, и в которых имеются установленные террористические (экстремистские) организации.
Ссылки на перечни таких государств (территорий) по данным ООН и международных организаций размещаются на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа.
2) клиенту в случае, когда:
клиентом является иностранное публичное должностное лицо;
клиентом является должностное лицо публичной международной организации;
клиентом является лицо, действующее в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица;
клиентом является лицо, являющееся супругом, близким родственником иностранного публичного должностного лица;
клиент (его представитель) либо бенефициарный собственник клиента по операции зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве (территории), входящей в Перечень оффшорных зон, утвержденный приказом и.о. Министра финансов Республики Казахстан от 10 февраля 2010 года № 52 «Об утверждении Перечня оффшорных зон для целей Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6058;
контрагент клиента по операции зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве (территории), входящей в Перечень оффшорных зон;
клиент включен в Перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, в соответствии со статьей 12 Закона;
клиент является лицом без гражданства;
клиент является гражданином Казахстана, не имеющим адреса регистрации или пребывания в РК;
клиент является нерезидентом;
клиент является организацией, в уставном капитале которой присутствует доля государственной собственности;
местонахождение клиента, заявленное при государственной регистрации, не совпадает с местом фактической деятельности его органов управления;
деловые отношения с клиентом осуществляются при необычных обстоятельствах (например, слишком большое необъяснимое географическое расстояние между субъектом и клиентом);
деятельность клиента связана с интенсивным оборотом наличных денег;
у субъектов возникают сложности при проверке представленных клиентом сведений;
клиент настаивает на поспешности действий;
клиент настаивает на нестандартных или необычно сложных схемах расчетов, использование которых отличаются от обычной практики субъектов;
клиент использует новые продукты и новую деловую практику, включая новые механизмы передачи, новые или развивающиеся технологии как для новых, так и для уже существующих продуктов;
клиентом совершаются действия, направленные на уклонение от процедур финансового мониторинга;
клиент является некоммерческой организацией;
операции клиента ранее были признаны подозрительными;
имеется информация о клиенте, связанная с высоким уровнем ОД/ФТ;
3) операции:
осуществляемой без физического присутствия сторон;
совершаемой от имени или в пользу неизвестных или несвязанных третьих лиц;
связанной с анонимными банковскими счетами или с использованием анонимных, вымышленных имен, включая наличные расчеты;
не имеющей очевидного экономического смысла или видимой правовой цели;
совершаемой клиентом с несвойственной ему частотой либо на необычно крупную для данного клиента сумму;
по которой имеется информация о высоком уровне риске ОД/ФТ.
К клиентам, которым присвоен высокий уровень риска ОД/ФТ, применяются усиленные меры надлежащей проверки клиентов в соответствии с пунктом 7 статьи 5 закона.
В программе управления риском низкий уровень риска ОД/ФТ присваивается:
1) деловым отношениям и сделкам с физическими и юридическими лицами из государств (территорий):
не входящих в Перечень государств (территорий), которые не выполняют и (или) недостаточно выполняют рекомендации ФАТФ, согласно подпункту 4) пункта 4 статьи 4 закона;
с низким уровнем коррупции или другой преступной деятельности;
2) клиенту в случаях, когда клиент является:
финансовым учреждением - субъектом финансового мониторинга, и за последний год не привлекался к административной ответственности за несоблюдение законодательства о ПОД/ФТ;
государственным органом РК;
организацией, зарегистрированной на фондовой бирже.
3) операции:
по передаче в доверительное управление имущества (доли, акции в уставном капитале коммерческих организаций и иного имущества, а также имущества, переданного в имущественный наем) государственных служащих;
связанной с удостоверением договора о порядке пользования имуществом.
Клиентам, которым присвоен низкий уровень риска ОД/ФТ, применяются упрощенные меры надлежащей проверки клиентов в соответствии с пунктом 7 статьи 5 закона.
Программа идентификации клиента заключается в проведении субъектами мероприятий по выявлению, обновлению ранее полученных сведений о клиентах (его представителях) включая сведения об источнике финансирования совершаемых клиентом операций, и включает процедуры по:
1) соблюдению мер по надлежащей проверке клиента (его представителя) согласно требованиям статьи 5 закона;
2) проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике, согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 5 закона;
3) наличию или отсутствию в отношении клиента (его представителя) сведений об их причастности к финансированию терроризма и экстремизма, предусмотренных Перечнем организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, согласно статье 12 закона;
4) проверке принадлежности и (или) причастности клиента к иностранному публичному должностному лицу, его членам семьи и близким родственникам согласно требованиям статьи 8 закона;
5) выявлению клиентов, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или местонахождения:
в государстве (на территории), которое не выполняет и (или) недостаточно выполняет рекомендации Международных стандартов Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории) согласно подпункту 4) пункта 4 статьи 4 закона;
в оффшорных зонах, утвержденных Приказом;
6) установлению предполагаемой цели и характера деловых отношений.
Для клиента с высоким уровнем риска при установлении предполагаемой цели и характера деловых отношений дополнительно запрашиваются сведения о роде деятельности и источнике финансирования совершаемых операций. Для клиента с низким уровнем риска ОД/ФТ установление предполагаемой цели и характера деловых отношений определяется на основе характера операций клиента.
7) применению к клиенту, в зависимости от присвоенного уровня риска мер по надлежащей проверке клиента в соответствии с программой управления рисками;
8) обновлению сведений, полученных в результате идентификации клиентов, по мере изменения идентификационных сведений о клиенте (его представителе) но не реже одного раза в год. Примечание. Обновление сведений о клиенте (его представителе) с высоким уровнем риска ОД/ФТ осуществляется не реже одного раза в полугодие.
Обновление сведений о клиенте (его представителе) с низким уровнем риска ОД/ФТ осуществляется не реже одного раза в два года.
В случае отказа клиенту в установлении деловых отношений, а также отказа в проведении операции с деньгами и ли иным имуществом в случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктами 1), 2), 2-
1), 4) и 6) пункта 3 статьи 5 закона, субъекты направляют в уполномоченный орган сообщение о таком факте отказа по Форме ФМ-1.
В случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктом 6) пункта 3 статьи 5 закона, а также в случае возникновения в процессе изучения операций, совершаемых клиентом, подозрений о том, что деловые отношения используются клиентом в целях ОД/ФТ, субъекты прекращают деловые отношения с клиентом. Если деловые отношения прекращены по вышеобозначенным основаниям, субъекты направляют в уполномоченный орган сообщение по Форме ФМ-1.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript