В Казахстане растет преступность среди несовершеннолетних
Zakon.kz
Проблема детей, оказавшихся вне школы, по-прежнему остается острой.
Международная тюремная реформа (Penal Reform International) в Центральной Азии совместно с Комитетом по охране прав детей Министерства образования и науки РК провела в Астане круглый стол по реформированию специальных организаций образования для детей, находящихся в конфликте с законом, сообщает Zakon.kz.
Поясним сразу: в Казахстане для детей и подростков, которые находятся в конфликте с законом и не хотят учиться в школе, существуют специальные организации образования, где с ними проводится социально-педагогическая работа, направленная на профилактику правонарушений и асоциального образа жизни. Специальные организации для детей с девиантным поведением – это учебно-воспитательное учреждение, в которое помещаются дети, систематически совершающие административные правонарушения, злостно уклоняющиеся от получения образования, систематически уходящие из семьи, совершающие иные антиобщественные действия со сроком от месяца до года. На сегодня в таких учреждениях насчитывается около 200 несовершеннолетних.
По словам Регионального директора представительства PRI в Центральной Азии Азамата Шамбилова, у нас по-прежнему остается острой проблема детей, оказавшихся вне системы общего образования и подверженных антисоциальному поведению. Данная категория детей нуждается в особом уходе и заботе, с ними нужно проводить комплексную работу по ресоциализации в общество. Наличие эффективных социально-психологического и медико-педагогического методов работы с ними поможет возвращать в общество полноценных граждан страны».
Между тем, в Казахстане растет преступность среди несовершеннолетних. Так, только за первый квартал этого года рост составил 28%. «Рекорд» в этом установила Карагандинская область, где этот показатель составил 46,5%. Более чем на 42% выросло количество преступлений, совершенных всеми категориями лиц в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Это говорит о том, что нужно усилить работу по предупреждению преступности среди несовершеннолетних, выработать конкретные программы превенции преступности и работы с семьями. Поэтому на астанинской встрече представители госорганов и эксперты из Казахстана, России, Кыргызстана и Грузии в сфере защиты прав ребенка, всесторонне обсуждали концепцию реформирования деятельности специальных организаций образования. На первом плане стоит эффективное социальное и психологическое сопровождение детей, находящихся в конфликте с законом.
Работа с трудными детьми – одна из основных составляющих системы социальной работы во многих странах. Значимость оказываемых специальными организациями образования услуг обусловила необходимость их реформирования и внедрения более эффективных способов поддержки детей, вступивших в контакт с законом. Для того, чтобы реформа была применима на практике, нужно учесть все мнения и предложения, высказанные как государственными органами Казахстана, так и неправительственными организациями, работающих в сфере защиты прав детей, считают спикеры.
Исполняющая обязанности председателя Комитета по охране прав детей МОН РК г-жа Абдыкарим М. отметила, что в странах СНГ имеется передовой опыт по работе с детьми в конфликте с законом, поэтому и были приглашены их эксперты.- Вопрос о закрытии специальных школ не стоит, - отметила она. – Сейчас необходимо пересмотреть работу психологических служб этих организаций, чтобы не было повторного попадания детей в туда. Мы тоже принимаем меры по реформированию, у нас уже имеются положительные наработки, руководители данных учреждений не равнодушные люди, им небезразлична судьба детей.
Судья Верховного суда РК Галия Ак-куова прокомментировала, что одной из новелл в законодательстве является то, что вопрос о направлении детей в специальные организации образования для детей с девиантным поведением рассматривается в судебном порядке. Если смотреть на статистические данные с 2014 по первый квартал 2016 года, цифры существенно не разнятся, а находятся на том же уровне. К примеру, в 2014-м были рассмотрены 197 заявлений о направлении в специальные организации, а в 2015 - 198. Соответственно направлены 175 и 171. В организацию образования с особым режимом были направлены 20 детей в 2014-м и 11 - в 2015.
- У нас созданы специальные курсы обучения как для судей ювенальных судов, так и для судей судов общей юрисдикции, которые рассматривают дела, связанные с несовершеннолетними не только по применению права, - отметила судья. – Мы также пытаемся проводить занятия, как проводить процесс, поскольку судьи должны иметь навыки общения с детьми, знать психологию ребенка и другие вопросы в отношении несовершеннолетних.
Всего в Казахстане для подростков, находящихся в конфликте с законом, и нуждающихся в особых условиях воспитания и коррекции поведения, функционирует 7 специальных школ – в Алматы, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областях. Одна организация образования с особым режимом содержания дислоцирована в пос. Белоусовке ВКО. Сюда помещаются несовершеннолетние, систематически совершающие преступления до достижения возраста уголовной ответственности, а также осужденные за совершение преступления средней тяжести или тяжкого, и освобожденные судом от уголовной ответственности в связи с применением мер воспитательного воздействия сроком от 6 месяцев до двух лет. В такие организации несовершеннолетние направляются только по решению суда сроком от месяца до года. Территория таких учреждений охраняется, свободный вход для посторонних лиц ограничен.
Учебная деятельность учреждений осуществляется в соответствии с учебными планами и программами, разработанными на основе государственных стандартов образования. По мнению экспертов, значимость оказываемых специальными организациями образования услуг обусловила необходимость соответствующего научно-методического сопровождения их деятельности. В частности, необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, регулирующую их деятельность. Кроме того, требуют уточнения нормативы штатной численности работников этих учреждений, а также профессиональная подготовка персонала, так как качество подготовки персонала учреждений зачастую оставляет желать лучшего.
Основными причинами сложившегося положения являются отсутствие в регионах квалифицированных специалистов, условий быта, невысокая зарплата, проблемы с жильем, с повышением квалификации и переподготовки работников. Кроме того, наблюдается недостаточное межведомственное взаимодействие на муниципальном и региональном уровнях. Все это мешает более эффективно решать проблем жизнедеятельности специальных организаций образования.
Торгын Нурсеитова
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript