Как будет развиваться Алматинская агломерация
Zakon.kz
Документ является градостроительной стратегией, определяющей перспективы развития территории и ее долгосрочную потребность в инфраструктуре.
Постановлением Правительства Казахстана от 24 мая 2016 года утверждена Межрегиональная схема территориального развития Алматинской агломерации, сообщает Zakon.kz.
Как указывается, межрегиональная схема Алматинской агломерации разработана в соответствии с законодательством РК в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, нормативными правовыми и нормативно-техническими документами, регулирующими экологические, социально-экономические вопросы организации территории.
Документ является градостроительной стратегией, определяющей перспективы развития территории и ее долгосрочную потребность в инфраструктуре. Очередность реализации, источники и объемы финансирования положений Межрегиональной схемы Алматинской агломерации определяются на уровне отраслевых программ и программ развития территорий с учетом бюджетных возможностей.
Ее основные задачи:
- определение границ Алматинской агломерации;
- определение рациональной планировочной организации проектируемой территории в целях формирования оптимальных направлений развития агломерации с учетом интересов административно-территориальных единиц, входящих в ее границы;
- разработка комплекса обоснованных предложений по функциональному зонированию территории, совершенствованию системы расселения населения и размещению производительных сил, развитию инженерной, транспортной, социальной и рекреационной инфраструктур, защите территории от опасных техногенных и природных процессов, улучшению экологического состояния территории и охране окружающей среды.
В зону влияния Алматинской агломерации входят: центр (ядро) агломерации - город Алматы, части пяти административных районов Алматинской области: Карасайского, Талгарского, Илийского, Енбекшиказахского и Жамбылского, а также территория Капшагайской городской администрации.
Территория зоны влияния определяется из наиболее тесных связей города и пригородной зоны и учитывает размещение сложившихся городов-спутников: городов Капшагай, Каскелен, Талгар, Есик, села Узынагаш, зон отдыха на северном побережье Капшагайского водохранилища.
Восточная граница Алматинской агломерации начинается с северо-восточной части территории Иле-Алатауского государственного национального природного парка (далее - Иле-Алатауский ГНПП), далее в северном направлении охватывает часть территории Енбекшиказахского района по восточным границам Коктобинского, Тургенского, Караке мерского, Евгенемаловодненского, Акшийского сельских округов.
Северная граница проходит вдоль южного берега Капшагайского водохранилища и охватывает юго-западную часть Шенгельдинского сельского округа, западную часть Капшагайского водохранилища, куда входят территории города Капшагай, далее проходит по западной границе Жетыгенского сельского округа Илийского района и огибает с севера озеро Сорбулак.
Западная граница начинается с севера от озера Сорбулак и охватывает южную часть территории Илийского района, далее проходит по территории Жамбылского района вдоль западных границ Мынбаевского, Таранского, Карасуского сельских округов.
Южная граница начинается с юго-западной границы Каргалинского сельского округа Жамбылского района, далее проходит в западном направлении по южной границе Карасайского района и охватывает северную часть территории Иле-Алатауского ГНПП.
В пределах границ Алматинской агломерации расселение населения сформировано в широтном направлении вдоль предгорий Заилийского Алатау, наиболее урбанизированной и плотно заселенной зоне с естественно сложившимися городами-спутниками.
Северное меридиональное направление формируется вдоль автомобильной трассы республиканского значения Алматы - Капшагай, где расположены крупные транспортные логистические узлы, такие как село Отеген-батыр и село Жетыген. На западном побережье Капшагайского водохранилища расположен город Капшагай с городской зоной отдыха.
Населенные пункты агломерации имеют устойчивые трудовые, культурно-бытовые и рекреационные связи
Общая площадь земель агломерации составляет 939,5 тысяч га. В зону агломерации входят 188 населенных пунктов Алматинской области и город Алматы.
Перечень населенных пунктов Алматинской области, входящих в Алматинскую агломерацию, представлен в приложении 15 к схеме Алматинской агломерации.
Границы Алматинской агломерации не выделяют ее в отдельный административный центр и не нарушают сложившееся административное деление и управление территориями. Земли административных районов и населенных пунктов Алматинской области в составе агломерации находятся в ведении акимата Алматинской области.
Алматинская агломерация является одной из крупнейших сложившихся структур расселения Казахстана.
На начало 2014 года на территории Алматинской агломерации проживало 2 400 тысяч человек, что составило 14% от общего числа жителей республики. При этом городские жители составляли 1 701,5 тысяч человек, или 71% от общей численности населения агломерации, а сельские жители - 698,7 тысяч человек, или 29%.
Коэффициенты естественного прироста населения в районах агломерации колеблются от 17,6 человек на 1 000 жителей в Талгарском районе до 22,8 человек на 1 000 жителей в Илийском районе.
Возрастная структура населения характеризуется следующими показателями:
- доля детей до 16 лет составила 23,6%;
- удельный вес населения в трудоспособном возрасте - 68%;
- удельный вес населения старше трудоспособного возраста - 8,4%.
К расчетному сроку (2030 год) ожидается увеличение численности населения на 1 101 218 человек или 45,9%, в том числе городское население увеличится на 914 309 человек (53,7%), а сельское население - на 186 909 человек (26,8%). Удельный вес городских жителей в структуре населения увеличится по сравнению с исходным годом (2013 год) на 3,8% и составит 74,7%, напротив доля сельских жителей уменьшится на 3,8%.
Увеличение численности населения Алматинской агломерации связано с естественным и миграционным приростом. При условии продолжения увеличения миграционных потоков и естественного прироста населения город Алматы останется в числе лидеров по темпам роста численности населения.
Приток населения из других регионов страны носит бессистемный характер без учета возможностей существующей социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, экологического состояния территории и рынка труда. В этой связи ключевыми проблемными вопросами города Алматы в настоящее время являются его перенаселенность и физическая загруженность.
Для регулирования территориального роста города Алматы и сдерживания миграционных потоков населения в пределах пригородной зоны вдоль основных планировочных осей предлагается:
1) в северном направлении:
создание города-контрмагнита на базе города Капшагая и его территориальных ресурсов, способных «оттянуть» значительную часть населения, потенциально ориентированного на город Алматы. Развитие Алматинской агломерации в данном направлении также обосновано следующими обстоятельствами: снижением сейсмоопасности по мере продвижения на север (в районе города Капшагай сейсмоопасность территории на 2 балла ниже, чем в городе Алматы), улучшением проветриваемости территории по мере удаления от гор, запасами водных ресурсов (поверхностных, подземных), отсутствием ценных сельскохозяйственных и заповедных территорий в районах, прилегающих к Капшагайскому водохранилищу, улучшением условий для организации водного отдыха населения.
Реализацию проектов строительства четырех городов-спутников G-4 City следует осуществлять на основе итерационного подхода. На первом этапе рекомендуется строительство города Gate City с учетом вложенных в инфраструктуру средств. При условии реализации проекта численность населения города Gate City на расчетный срок составит 60 тысяч человек.
В дальнейшем (после 2030 года) необходимо рассмотреть целесообразность строительства остальных городов-спутников на базе сформировавшихся поселений в зависимости от сложившейся социально-экономической и экологической ситуации в регионе. При этом строительство новых городов-спутников не должно повлечь сокращения площадей ценных сельскохозяйственных угодий с учетом необходимости развития продовольственного пояса города Алматы, а также привести к ухудшению экологического состояния и увеличению нагрузки на инфраструктуру.
Учитывая социально-экономические и экологические характеристики, целесообразность строительства города Жана-Иле следует рассмотреть после 2030 года;
2) в южном направлении: ограничение всех видов строительства за исключением рекреационных назначений;
3) в восточном и западном направлениях:
формирование контрмагнита города Алматы на западе на базе села Узынагаш (развитие транспортно-логистических функций и переработки сельскохозяйственной продукции);
на востоке - на базе села Шелек (центр переработки сельскохозяйственной продукции, транспортный узел), находящегося в зоне влияния агломерации. Кроме того, учитывая модернизацию общей транспортной системы агломерации, использование скоростных транспортных средств и изменение перспективных норм доступности объектов обслуживания, село Шелек может стать потенциальным городом-контрмагнитом;
развитие городов-спутников/центров внутренней миграции населения Каскелен, Талгар, села Отеген-батыр (транспортно-логистические функции и переработка сельскохозяйственной продукции), села Жетыген (транспортно-логистического центра) и городов Тургень и Есик (центры рекреации, туризма и переработки сельскохозяйственной продукции).
Предлагаемые меры будут способствовать регулированию миграционного наплыва в город-ядро. Города-контрмагниты будут оттягивать на себя миграционные потоки населения.
Межрегиональная схема Алматинской агломерации содержит проектные предложения перспективного градостроительного развития территории Алматинской агломерации на промежуточный (2020 год) и расчетный (2030 год) сроки проектирования.
Постановление вводится в действие по истечении 10 календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Фото: yvision.kz
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript