Шахматы по-турецки: казахский гамбит
Zakon.kz
Н. Назарбаев сыграл важнейшую роль в урегулировании кризиса в отношениях между Турцией и Россией.
Президент Казахстана проделал за весь постсоветский центральноазиатский регион большую «домашнюю» работу по выходу из той непростой, неоднозначной внешнеполитической ситуации, в которой оказались государства региона после турецко-российского обострения, когда была опасность оказаться между политико-экономическим молотом и дипломатической наковальней - Zakon.kz.
Геополитические концепции «стратегической глубины» и «нуля проблем с соседями», без всякого преувеличения, с интеллектуальным блеском разработанные в тиши турецких академических кабинетов, дает серьезные сбои. Проблем у Турции явно выше нуля, а глубина внутри- и внешнеполитических проблем и осложнений, как по всему периметру сложного ближневосточного региона, так и с партнерами и союзниками в Евразии, Европе и Атлантике – стала затрагивать совершенно не запланированные геотектонические пласты.
Безрезультатное стояние в приемной Европейского Союза, а теперь и вообще отложенное на долгий срок членство в Европейском Сообществе; завязывание в сирийском конфликте; серьезные внутриполитические конфликты и раскол турецких элит; милитаризация оппозиции; проблема миллионов беженцев; терроризм на улицах некогда безопасных и тихих турецких городов и курортов; спад экономического развития и падение доходов туризма вследствие активизации террористических групп внутри и извне; курдский вопрос; перманентно будируемая в стенах европейских парламентов мира тема армянского геноцида; меняющаяся роль турецкой армии как хранителя заветов Ататюрка, европейскости и светскости турецкого общества; растущий антиэрдогановский дискурс в западных СМИ; вдобавок к этим всем прямо либо косвенно взаимосвязанных внутри- и внешнеполитических проблем попытка военного переворота, унесшая жизни сотен турецких граждан, всего этого даже для 17-ой экономики мира, второй в военно-морском отношении державы НАТО, коей является Турция, оказалось чересчур много.
Турецкая экономическая модель развития оказала на заре Независимости свое большое влияние на Казахстан, а в чем-то даже успешно была реализована: речь идет о прежней концепции цивилизационного между западом и востоком «моста» Турции, которая не менее успешно была реализована Казахстаном также.
Попытка военного переворота – трагическое событие для новейшей политической истории Турции, как учитывая жертвы как со стороны путчистов и со стороны сторонников действующего президента, так и по масштабу последствий для крупнейшей региональной державы, коей является Турция в современном мире.
Своевременность визита Н.Назарбаева в Турцию была налицо. Президент Казахстана стал первым, кто посетил Турцию после попытки военного переворота. Не прошло и четырех месяцев, как глава Казахстана посетил Турцию, и фактически это второй визит за год, третья встреча в этом сезоне.
Ранее турецкие информационно-аналитические ресурсы позитивно оценивали прогресс на саммите ШОС, оценив поддержку Н.Назарбаевым активного участия Турции в ШОС, в свете участия Турции в ШОС в качестве эффективной диверсификации политических полюсов. Через представителя Р.Эрдогана было отправлено письмо российскому лидеру, после которого отношения постепенно начали улучшаться.
На прошедшей в Анкаре встрече с Эрдоганом Президент Казахстана заявил о готовности оказать помощь братскому народу и пообещал проверить казахско-турецкие лицеи на предмет связи с оппозиционером Гюленом.
Кстати, из государств региона лишь Казахстан устами своего лидера дал соответствующий статусу и политическому весу Турции, многовековой и новейшей истории дву- и многосторонних отношений Турции с государствами ЦАР, ответ на запрос по деятельности турецких образовательных учреждений, напрямую связанных, пусть и по одностороннему утверждению турецкого правительства, с движением опального турецкого богослова, философа и политика, ныне проживающего в эмиграции в США - Фетхуллаха Гюлена.
Нужно отметить, что в турецкой прессе военный переворот носит название "переворот ФЕТО" (FETÖ - Fetullahçı Terör Örgütü'nün - Террористическая организация Фетуллаха Гюлена). Поэтому с турецкой стороны важность отстранения с политического поля фигур всех тех, кто связан с ФЕТО – принципиальный вопрос настолько, что официальная Анкара настойчиво, уже дважды повторила свою просьбу США об экстрадиции опального Гюлена из тихой Пенсильвании на родину в Турцию, что способствовало усилению напряженности в отношениях между Анкарой и Вашингтоном, а многим государствам - с просьбой о полном закрытии сети турецких образовательных учреждений.
Следует признать, что со стороны Казахстана это был ответ честного, предсказуемого и надежного партнера. Что еще раз закрепило имидж молодого казахского государства и его лидера – Нурсултана Назарбаева как взвешенного, дальновидного и надежного стратегического политика. Это было соответствующим образом оценено в турецком обществе, переживающим серьезный кризис: кризис раскола элит и выбора дальнейшего цивилизационного пути развития в непростых геополитических условиях. Информационные ресурсы Турции пестрят благодарными заголовками в адрес Казахстана и его лидера.
На выражения своей признательности не скупился и сам турецкий президент. Как отметил на встрече с казахстанским лидером Реджеп Тайип Эрдоган: «Визит, осуществленный сразу после попытки военного переворота в Турции для меня крайне важен. Н.Назарбаев является первым президентом, открыто и ясно, выразившим солидарность с нашим народом, поддержавшим и посетившим Турцию после предательской попытки переворота 15 июля. Несомненно, это период, когда истинные друзья и другие отделяются. Мы, как страна, которая в течение 25 лет периода Независимости всегда была рядом с Казахстаном, никогда не забудем братский визит. Как гласит казахстанская пословица: «Плохой джигит думает о себе, а хороший о друге». Назарбаев - аксакал тюркского мира, который проявил себя в качестве истинного друга Турции. Нанесенный после попытки военного переворота визит казахстанского лидера Н.Назарбаева «Аксакала Тюркского мира» можно назвать признаком истинной дружбы наших народов. Я еще раз выражаю огромную благодарность уважаемому Н.Назарбаеву».
Здесь сторонникам «жесткого отрицательного ответа» Турции по поводу проверки турецких образовательных учреждений лишь можно провести гипотетическую аналогию в качестве примера. Если бы Казахстан в аналогичной ситуации запросил бы закрыть или на худой конец проверить те или иные учреждения с аналогичными запросами своему давнему стратегическому партнеру, к тому же в культурном и языковом отношении братскому государству, считали бы мы категоричный отрицательный ответ в качестве приемлемого? Наверняка, нет. Поэтому взвешенный как с точки зрения большой политики и истории, так и современной дипломатии ответ на проведение внутренней национальной проверки образовательных и культурных учреждений, оправдан взаимным сотрудничеством и прерогативой честных партнерских обязательств.
Во время визита Президента Казахстана Н. Назарбаева его турецкий визави так отметил важность этой просьбы: «Эта террористическая организация, к сожалению, затеяла вражду. Сегодня они сделали это здесь, а завтра они могут сделать то же самое в другом месте. Сегодня в Казахстане имеются 33 их школы. Мы представили весь список и надеемся, что при совместном сотрудничестве добьемся своих целей… Хотел бы еще раз осудить теракт в Актобе. Турция всегда рядом с Казахстаном в борьбе с любыми проявлениями терроризма и всегда будет рядом».
Нурсултан Назарбаев, в духе аксакала-лидера руководителей стран тюркоязычного мира, пошел навстречу и пообещал своему турецкому коллеге проверить деятельность образовательных учреждений на предмет связи с гюленистами. Не вступал казахстанский президент и в заочную словесную перепалку, как другие лидеры государств региона, реагируя на аналогичные призывы, ранее озвученные турецкими послами в странах региона.
Здесь также важно указать, что казахско-турецкие лицеи и университет уже давно работают по государственным образовательным стандартам Казахстана, а абсолютное большинство учительского состава лицеев и профессорско-преподавательского состав университета – казахстанцы. Двадцать пять лет в историческом пространстве может и небольшой срок, но для здравой научно-образовательной и методической национализации этого срока для казахстанской системы образования и науки оказалось предостаточно. Имеющийся, и самое главное оправданный двумя десятками лет многими наградами и достижениями на непростом международном научно-образовательном поприще, престиж этих образовательных учреждений, и самое главное, доверие к ним со стороны казахского социума – не так то просто было заслужить.
Учитывая высокий уровень взыскательности нашего общества, родителей к системе среднего образования, тем более на казахском языке, обоснованное доверие институционально светского, европейского по духу общества развивающегося Казахстана к лицеям и университету, то, на мой взгляд, особых проблем при проверке возникнуть не должно. Казахстан в отличие от остальных государств ЦАР, институционально и методологически полностью успешно завершил Болонский процесс, перейдя от советской гумбольдтовской (исторически прусско-немецкой, позже российской) системы к европейской.
Возможно, будет пересмотрен формат деятельности лицеев, скорректированы отдельные направления образовательных и воспитательных методик, штатное расписание, но тотального закрытия наверняка, они избегут. Казахам в вопросах качества и традиций сфере образования всех уровней, начиная с дошкольного и заканчивая послевузовским, есть с чем сравнивать.
На мой взгляд, Президент Казахстана проделал за весь постсоветский центральноазиатский регион большую «домашнюю» работу по выходу из той непростой, неоднозначной внешнеполитической ситуации, в которой оказались государства региона после турецко-российского обострения, когда была опасность оказаться между политико-экономическим молотом и дипломатической наковальней.
Полностью оправдывая политический титул «аксакала тюркского мира», лидер Казахстана дал дельный совет своему турецкому визави в ходе своего предыдущего визита в Турцию, а позднее закрепил его на саммите ШОС, по выходу из сложившейся обостренной ситуации в турецко-российских двусторонних отношениях, Н. Назарбаев, закрепил имидж, как принято сейчас говорить, честного менеджера. Состоявшийся позднее телефонный разговор между Путиным и Эрдоганом, публичное сожаление по инциденту со сбитым самолетом, сделанное Эрдоганом, растопили скопившийся лед в двусторонних отношениях двух государств, когда политические решения негативно повлияли на экономические отношения, которые долго и системно выстраивали оба государства. Накануне визита турецкого лидера в Москву, это основательное расчищение завалов для налаживания диалога.
Но не только об этом шла речь во время визита в Турцию Нурсултана Назарбаева. Были достигнуты важные договоренности по предстоящему 3-е заседанию совета стратегического сотрудничества высшего уровня, которое будет проходить в скором времени в Турции, обсуждены взаимные транспортно-логистические проекты, направленные на возрождение Шелкового Пути, и предстоящем десанте турецких министров для интенсификации торгово-инвестиционного сотрудничества.
Несомненно, Н. Назарбаев сыграл свою важнейшую роль в урегулировании кризиса в отношениях между Турцией и Россией, оказав позитивное влияние на двусторонние отношения этих стран в преддверии встречи Р. Эрдогана с В. Путиным. Это первая встреча на фоне длительного перерыва буквально всех контактов между Анкарой и Москвой: и политических, и торгово-экономических, и иных.
В шахматной и шашечной терминологии есть термин «гамбит». Это дебют с жертвой шашки, достижение компромисса за счет малой жертвы на шахматном столе с тем, чтобы игра набрала свою дальнейшую позитивную динамику. Разрешение потенциальной конфликтной ситуации, затрагивающей интересы многих сторон, выгодно всем.
Мухит-Ардагер Сыдыкназаров, к.ф.н., доктор политологии, директор Института современных исследований ЕНУ им. Л. Гумилева
Фото express-k.kz
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript