Среди смертников ДАИШ могут быть казахстанцы

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 12.09.2016 15:02 Zakon.kz
Стало больше верующих, и разобрать, кто из них проповедует традиционный ислам почти невозможно.
На неделе Комитет национальной безопасности раскрыл некоторые детали резонансных дел, на которых наложен «гриф секретности». По данным спецслужб, с начала года в Казахстане ликвидировали 8 радикальных группировок, планировавших теракты в Казахстане и соседней России по примеру «парижских событий». Среди задержанных есть граждане Кыргызстана и Таджикистана. Другая экстремистская ячейка в Алматинской области пыталась угнать самолет в аэропорту Талдыкоргана для совершения крупного теракта. Члены группировки долгое время изучали режимные объекты на юге страны и что самое страшное, многие наши граждане, получавшие задание от международных террористических организаций, были готовы к самоподрыву, сообщили в КНБ, сообщает телеканал Astanatv.

Среди смертников ДАИШ могут быть и казахстанцы. О чем в интервью программе «Избранное» за неделю рассказала жительница Актобе, которая чуть не ушла из семьи, начитавшись религиозной литературы. По словам Гульсим Каратаевой, ее знакомые не могут привезти тело сына, который подорвал себя в «горячей точке». Надежда Палинка продолжит. Гульсим Каратаева – жительница Актобе. Актриса театра сатиры. Но историю, которая случилась с ней 10 лет назад, вряд ли назовешь сценической постановкой. Рассказать о ней нашим корреспондентам она решилась с трудом. Признается, что когда-то свернула с пути традиционного ислама. Да так увлеклась, что чуждыми стали даже собственные дети. У Гульсим их пятеро. Женщина рассказывает, что читала религиозную литературу круглосуточно.

Гульсим Каратаева, жительница г.Актобе:"Знаете, у меня внутри шла борьба. У меня пропал интерес к жизни. Как-то пришла мысль, сделать свой дом, похожим на мечеть. Когда я приходила на работу, начала учить исламским нравам своих коллег, говорила им что можно что нельзя по исламу. Я носила платок. Сейчас молодежь используют, они не грамотные в религиозном плане. Почему на преступления не идут именно те, кто их вербует, а сначала учат молодых милосердию, а потом дают в руки оружие."

По словам Гульсим, ее родной город Актобе в последнее время изменился до неузнаваемости. Говорит, стало больше верующих. И разобрать, кто из них проповедует традиционный ислам почти невозможно.

Гульсим Каратаева, жительница г.Актобе:"У меня очень много знакомых, которые рассказывают, как их родные, сыновья, дочери уехали в неизвестном направлении после того, как были вовлечены в нетрадиционный ислам. Изредка звонят своим родным. Женщина, с которой я работала в Актобе рассказывала, что ее сын не послушал ее и уехал за рубеж. Пришла весть, что он там взорвался, мать даже не может привести его кости, ничего не осталось."

Подобная ситуация не только в этом регионе. Так, по информации прокуратуры Восточно-Казахстанской области, в прошлом году четыре человека пытались выехать в Сирию. Под пристальное внимание силовиков мужчины попали еще до выезда за границу. После бесед с имамами и теологами от своих намерений они отказались. Сейчас за ними просто наблюдают. По последним данным КНБ, поток рекрутов на Ближний Восток удалось сократить.

Жанат Сайполдаев, Начальник штаба Антитеррористического центра:"Только в текущем году принятыми профилактическими и иными мерами не допущена переправка в зону боевых действий 70 граждан республики. Большинство участников боевых действий из числа граждан Республики Казахстан нам известны, в отношении них возбуждены уголовные дела, они объявлены в международный розыск, в том числе по линии Интерпола."

Радикализации казахстанцев способствует не снижающийся поток пропаганды в интернете, считают в КНБ. Ежемесячно нейтрализуется до 70-ти тысяч фактов распространения экстремистских материалов в сети. В среднем за месяц блокируется порядка 40 ссылок и ресурсов. К примеру, в Усть-Каменогорске жертвой радикальных сайтов стала студентка одного из колледжей. После каникул Даша пришла на учебу с покрытой головой. Педагогов насторожили перемены не только в облике, но и в поведении девушки. После откровенного разговора Даша призналась, что приняла ислам.

Нурлан Кажы Асанов, Бывший имам Центральной мечети «Хазрет Султан» Усть-Каменогорска:"Чуть- чуть поздно пришли, она уже вовлечена была в псевдомусульманскую идеологию. Она уже была полностью погружена. Есть такая проблема, когда православные девушки приходят в ислам, для нее начинается религия с чистого листа. Часто видим экстремисты, в основном взрывами и самоподрывами занимаются женщины, будучи христианками они пришли в ислам, и как им втолковали так они и пошли. Человек начинает ненавидеть всех других верующих. Называя их неверными."

По данным общественников, 50% людей, подвергшихся пропаганде экстремистов, заявили, что примкнули к радикальным группировкам случайно. Из-за низкой религиозной грамотности. Плюс открытый доступ в интернете к материалам экстремистского содержания.

Тимур, осужденный:"Я часто смотрел военные действия, происходящие в других странах, в том числе на Кавказе. Множество видеороликов доступны в сети. Слушали проповеди арабских шейхов о так называемой "священной войне". Мы не обращали внимания, являются ли эти люди официальными лицами или же приверженцами нетрадиционных течений ислама."

Сегодня мать этого осужденного рассказывает, что так же как и сын была в неведении. И сначала даже обрадовалась тому, что Тимур обратился к вере. Женщина считает, что о правильном исламе сегодня рассказывают слишком мало.
Мать осужденного:"Я не была против, наоборот была рада этому. поскольку считаю религию ислам справедливой и чистой. Возможно, это очередное испытание, которое он должен преодолеть. Он осужден. Сейчас он признает свою вину, объясняя тем, что не понимал куда шел, узнавал через интернет об исламе, имамы ведь не проводят пропагандисткую деятельность, не рассказывают о правильном исламе."
По данным КНБ, основная масса людей, осужденных по статье экстремизм и терроризм – приверженцы салафистских идей. Противники этого течения считают, что его нужно просто запретить в стране. Однако эксперты советуют не спешить.
Досым Сатпаев, политолог:"По официальным данным в Казахстане 15-16000 приверженцев салафизма. Не все из них радикалы и террористы. Они ссылаются на то, что если вы запретите салафизм, то эти 15-16 тысяч они от своей веры не откажутся. И они уйдут в подполье и кто - то из них радикализуется. Это очень деликатная сфера, этим должны заниматься не только силовики, но теологи, религиоведы и все это должно хорошо анализироваться с точки зрения возможных последствий."

В последнее время казахстанские радикалы все больше настораживают масштабами своих планов. На неделе в КНБ раскрыли подробности последних задержаний. К примеру, по данным силовиков, 18 августа в Алматинской области задержаны трое человек. Двое казахстанцев и главарь ячейки – гражданин Кыргызстана. Один из них готов был совершить самоподрыв. Кроме этого, радикалы планировали угнать самолет и повторить теракт 11-го сентября.

Сакен Мынбаев, Представитель штаба антитеррористического центра КНБ РК:"Для достижения большого резонанса ими рассматривались варианты проведения терактов в местах массового скопления людей. Кроме того, проводили разведку аэропорта Талдыкорган, изучали возможность угона гражданского или военного самолета для совершения резонансного террористического акта по аналогии с нападениями 11 сентября 2001 года в США. По информации КНБ, с начала года в Казахстане осудили 57 радикалов. На ранней стадии нейтрализована деятельность четырех лиц и восьми групп. Эксперты же отмечают, что в этом вопросе без усиления идеологической борьбы не обойтись. Ведь если верить осужденным радикалам, за решетку они попали именно из-за недостатка знаний о традиционном исламе.

Автор: Надежда Палинка

Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: