Глава союза архитекторов РК: в новых домах есть "ум", но нет души
Zakon.kz
3 октября отмечается Всемирный день архитектуры.
О профессии и современной архитектуре казахстанских городов Sputnik поговорил с заслуженным архитектором Казахстана, профессором, президентом Союза архитекторов республики, автором монумента "Байтерек" в Астане Акмурзой Рустамбековым.
Акмурза Исаевич из династии архитекторов: зодчим, строителем мазаров был его прадед, архитекторами являются старший брат, племянник и жена.
— Акмурза Исаевич, все мы, как из гоголевской шинели, вышли из Советского Союза. Архитектура тех времен и архитектура современная — это разные вещи?
— Тогда это было 300-миллионное пространство СССР, и всё искусство, не только архитектура, но и кинематограф, литература, изобразительное искусство, в том числе и наша сфера каким-то образом влияла и на мировую культуру в целом, я говорю о высоком искусстве. Сталинские высотки, московский метрополитен, всё, что было отстроено в то время — лучше ничего не было. В то время Алма-Ату называли Меккой советской архитектуры, это где-то шестидесятые годы. Но, скажу честно, у меня нет никакой ностальгии. Тогда была плановая экономика, нас отправляли в проектные институты, а там был девиз "экономика должна быть экономной". А сейчас, мне кажется, очень интересно работать, потому что новые технологии и прогресс. Человек сейчас ездит по миру, хочет видеть другую среду, другие интерьеры, экстерьеры. Сегодня есть доступ начинающим архитекторам к мировому информационному пространству. Причем это всё так быстро произошло, и мы, страны бывшего СССР, немного отстали.
— Как вы относитесь к молодым архитекторам?
— Сейчас есть молодые ребята амбициозные, креативные, я их поддерживаю. Конечно, спорим, но, надо признать, у них иногда информации больше, чем у меня. Есть, конечно, объекты, которые составляют культурную и историческую ценность — тут спорить не о чем. Но сейчас превалируют современные постройки, особенно популярны так называемые "умные дома". Всё кнопочное и запрограммированное. Хорошо это или плохо — сказать трудно. Но, наверное, хорошо, мы к удобству привыкаем и без него не можем. Даже для нас проектирование уже намного стало проще. Ведь раньше мы делали всё вручную, а сейчас достаточно задать параметры и вперед, компьютер сделает такие вещи, что нам в свое время и не снились.
Мир, конечно, быстро развивается, мы должны за всем успевать. Это ведь всегда было так — раньше дома были приземленные, сейчас небоскребы, теперь мы больше живем в ограниченных пространствах, отходим от земли. Души, конечно, нет, давайте будем откровенны. "Умные дома" имеют свои прелести, но красота исторических построек до сих пор привлекает людей.
— Акмурза Исаевич, для вас архитектура искусство или бизнес? В этой профессии и в наших условиях можно, если не сделать состояние, то хотя бы более-менее заработать?
— Вот это место в Алматы, где мы сейчас с вами находимся, раньше назывался Брод, наш Бродвей. Театр, Союз художников, Союз писателей – всё это здесь находилось. Архитектура и масштаб этой улицы были такими всегда. Но вот, например, этот жилой комплекс, Столичный центр, к нему много было претензий. Между прочим один из авторов тоже был против самого дизайна и конструкции, но когда его пригласили на эту работу, он пошел. Это к вопросу о том, что архитекторы должны зарабатывать. Мы же все понимаем, что если ты поработал над объектом в центре, то это очень престижно, имя себе сделать легче. Так и зарабатывают. Конечно, архитектура, прежде всего, это искусство. Но архитектор – он может быть успешным в силу того, что власть, может быть, полюбил и он получит много заказов. Или он может оказаться возле какого-то хорошего инвестора или еще что-то. Но настоящий творец вряд ли будет интересоваться деньгами, хотя, конечно, это очень важный момент: надо жить, надо кормить семью. Но архитектор может быть гениальным и… нереализованным. И тут уж я не знаю, что хуже.
— Легко ли работать архитектору с заказчиками, особенно если это чиновники?
— Есть такие заказчики, которые верят мастеру. Здесь должна быть, знаете, убежденность автора. Он должен доказать своё видение. Зачастую человек может быть прекрасным архитектором, но не может донести свою мысль убедительно заказчику, в том числе и в лице государства. Конечно, знаковые объекты должны обсуждаться с людьми. Я всегда предлагаю, чтобы объекты обсуждались в тех районах с теми жителями, где будет реализован проект. Вот еще момент: власти объясняться с народом труднее, у них просто другие задачи. Иногда лучше "пустить в массы" человека более приближенного к самой работе и специфике.
— А как вы относитесь к современному искусству, современной архитектуре?
— Оно разное и относиться к нему можно по-разному. Есть вещи, которые совсем не укладываются в сознании, а есть очень интересные. Просто уже традиционное или классическое развитие искусства изменилось, как мир и общество, все хотят чего-то нового. Мы должны соревноваться с мировыми шедеврами в плане идеи и архитектурных решений. Мы тоже должны войти в когорту сильнейших, а для этого мы должны мыслить шире, расти. Человек всегда будет потреблять что-то новое и это влияет на всё, в том числе и на архитектуру.
— Какие объекты вам не нравятся больше всего?
— Я много вижу того, что мне не нравится с архитектурной точки зрения в нашем городе. Я часто выступаю по этому поводу. Предложений всегда много, но не все они могут быть реализованы. Я был противником многих проектов в Алматы. Особенно, когда из старых зданий начинают обустраивать торговые центры. И вид объекта меняют до неузнаваемости, зачастую это выглядит смешно. Но есть же и очень красивые объекты, особенно интересно наблюдать за работой молодых и талантливых архитекторов. Некоторые стараются приглашать из-за рубежа мастеров, но у нас тоже очень много сейчас талантливых ребят. Каждый архитектор в первую очередь должен работать на свое общество.
— А по объектам Астаны что можете сказать? Всё ли вам нравится?
— Качество жилых домов столицы, увы, в большинстве своем оставляет желать лучшего. Основные объекты Левого берега, которые являются символами Астаны, бесспорно были возведены качественно и добротно. Но жилые дома отличаются не очень хорошим качеством построек. И я вам скажу с чем это связано. Наше государство не настолько богато, чтобы тратить большие деньги на строительство того или иного объекта, это высокоразвитые богатые государства могут позволить себе высочайшего качества материалы. Вот мы говорим об энергосбережении, об альтернативной энергии. Сейчас ситуация, конечно, лучше, но то, что строилось в то десятилетие, тогда таких денег не было, отстает. Если сравнивать, допустим, хорошо спроектированные объекты, но построенные в разных странах, в том числе и нашей, то там элементарно будут другие по качеству материалы. И строения эти имеют сразу другой вид, совсем другой срок и качество старения. В той же Европе, если застройщик тратится на высококачественные материалы, то он понимает, что экономит на тепле, на энергии. И государство поддерживает застройщика. И это принесет всем прибыль, а главное пользу. У нас, если жилье строится по госпрограмме, то там чаще дешевые материалы, итог — быстрый износ жилья.
А в целом, я вам скажу, Астана — это уникальный случай, за 20 лет такую территорию отстроить. Не в каждом столетии, не каждое государство может себе позволить переносить столицу и строить город. Вообще мечта любого архитектора мира участвовать в строительстве новой столицы. Хотя тот же Норман Фостер и другие архитекторы, которые проектировали знаковые объекты в Астане, не присутствовали на открытии своих объектов, потому что эскизный проект, который был утвержден в процессе, как рабочий проект, строили подрядчики и, конечно, не те материалы использовались. Эти архитекторы на открытие не приезжали. И в каталог своих мировых объектов они не внесли эти строения. Они считают, что это не их уровень. Не то качество, к сожалению. Архитектура — это, конечно, искусство, но кто является потребителем этого искусства?.. Объекты стоят годами, приходят новые люди, что-то достраивают, что перестраивают, модернизируют и дополняют. И зачастую от первоначального замысла мало что остается. А жаль…
Юлия Кузнецова
Фото © Sputnik / Юлия Кузнецова
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript