Какие изменения произошли в экологическом законодательстве
Zakon.kz
Основная масса, а это более 120 кардинальных изменений и дополнений, приходится на окончание 2015 и начало 2016 годов.
Казахстан является членом и активным участником различных международных комиссий и процессов по выработке и реализации международных договорённостей по вопросам охраны окружающей среды и устойчивого развития на глобальном и региональном уровне - Комиссии по устойчивому развитию ООН, Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию стран Центральной Азии, региональной евразийской сети Всемирного совета предпринимателей для устойчивого развития, процессов «Окружающая среда для Европы» и «Окружающая среда и устойчивое развитие для Азии», Программы развития ООН, Всемирного Фонда дикой природы (WWF) и других международных организаций.
В Казахстане работают Стратегия и План действий по сохранению и сбалансированному использованию биологического разнообразия, Национальные программы действий по борьбе с опустыниванием, по изъятию озоноразрушающих веществ из использования, Межведомственный координационный офис по изменению климата при поддержке ЮСАИД.
В целом, свыше 60 международных договоров Республики Казахстан прямо или косвенно затрагивают сферу охраны окружающей среды.
Казахстан ратифицировал Декларацию по окружающей среде и развитию, Конвенции ООН о биологическом разнообразии и по изменению климата, об охране всемирного культурного и природного наследия, о сохранении мигрирующих видов диких животных, о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, об охране озонового слоя и сопутствующие Картахенский, Киотский и Монреальский протоколы к ним.
Основная масса, а это более 120 кардинальных изменений и дополнений, приходится на окончание 2015 и начало 2016 годов. В национальное законодательство имплементированы нормы международных конвенций, как запрет на производство и использование пестицидов (ядохимикатов), в составе которых имеются стойкие органические загрязнители, предусмотренные международными договорами РК; требования при производстве и использовании потенциально опасных химических веществ; разрешительная система на эмиссии в окружающую среду.
Главой 38 ЭК предусмотрены запрет на сжигание мусора на буровых платформах (баржах) и сброса сточных вод в северной части Каспия, оборудование морских производственных объектов устройствами для очистки и обеззараживания (сбора) сточных вод и мусора.
Установлены три уровня опасности отходов с разработкой планов мероприятий по охране окружающей среды для получения разрешений на эмиссии в окружающую среду, а также обязательность оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) для любых видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье населения.
Введено право свободного доступа к общедоступным государственным информационным ресурсам экологической информации согласно Орхусской конвенции, исключена платность предоставления такой информации. Общественные объединения наделены правом обращения в суд в защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, обжалования заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). Отсутствие таких прав было одной из претензий международных природоохранных организаций к Казахстану по вопросам обеспечения доступа к правосудию.
В статье 1 ЭК дано развернутое определение понятиям «эмиссии в окружающую среду», «сверхнормативные эмиссии» и «самовольные эмиссии», ранее вызывавшим затруднения в правоприменительной практике, а также определению стационарных источников выбросов парниковых газов. Например, стационарным источником выбросов парниковых газов является неперемещаемый или перемещаемый источник выбросов парниковых газов, но требующий фиксированного положения для его эксплуатации. Относительно перемещаемых буровых установок, хотя бы конструктивно закрепленных на транспортных средствах, перевозящих эти установки, отмечу, что судебная практика не признает их передвижными источниками, поскольку непосредственно процесс работы установки (бурение) происходит при остановке транспортного средства, то есть в стационарном положении.
Статьи 13 и 14 ЭК дополнены положениями о правах физических лиц на обращение в государственные органы с письмами, жалобами, запросами и предложениями по вопросам охраны окружающей среды и требовать их рассмотрения, и общественных объединений - на обращение в суд, в том числе в интересах неопределенного круга лиц.
В статью 126 ЭК внесено существенное дополнение, что заявление на решения, действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль, подается в суд только после их обжалования в вышестоящий государственный орган или должностному лицу.
К нововведениям относится запрет финансирования проектов хозяйственной и иной деятельности без положительного заключения ГЭЭ (статья 51 ЭК). Применение в Казахстане технологий, техники (за исключением транспортных средств) и оборудования возможно лишь при наличии положительного заключения ГЭЭ. Отмена заключения ГЭЭ производится только в судебном порядке.
Статьей 53 ЭК эксперту предоставлено право требовать представления дополнительных материалов, имеющих значение для всесторонней и объективной оценки объекта ГЭЭ. Новеллой является введение гласности ГЭЭ (статья 57 ЭК). Гласность обеспечивается проведением общественных слушаний и представлением замечаний и предложений на проекты правовых актов по вопросам охраны окружающей среды, в том числе на проекты Системы государственного планирования.
Статья 67 дополнена тем, что заключение общественной экспертизы может быть учтено и местными исполнительными органами, финансовыми органами, заказчиком намечаемой деятельности, при проведении вневедомственной комплексной экспертизы сооружений, зданий, инженерных, транспортных коммуникаций.
Уточнены нормы, касающиеся государственного регулирования в сфере выбросов и поглощений парниковых газов, в том числе национального плана квот, указания субъектов администрирования, рыночного механизма сокращения выбросов и поглощения парниковых газов.
Как было указано выше, вопросы экологической информированности физических и юридических лиц, общественных экологических объединений, а также самих природопользователей всегда находятся в центре внимания международной природоохранной практики.
С этой целью статьи 160 и 161, пункты 3 и 4 статьи 163 ЭК приведены в соответствие с международными общепризнанными стандартами о максимальной доступности экологической информации и ее размещении в средствах массовой информации, специальных изданиях, на интернет-ресурсах уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, местных исполнительных органов, а также с применением иных общедоступных информационно-коммуникационных средств.
Согласно требованиям статьи 166-1 ЭК, в целях информирования населения о фактической экологической ситуации на территории страны ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, составляется Национальный доклад о состоянии окружающей среды, включающий в себя обязательные сведения о качественной и количественной характеристиках окружающей среды, экологической обстановке в регионах и т.д.
В свете повышенных экологических требований к обращению с отходами производства и потребления в статью 288 ЭК введена обязанность физических и юридических лиц, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отходы, предусмотреть меры безопасного обращения с ними, соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологические требования и выполнять мероприятия по их утилизации, переработке.
Для выполнения вышеуказанных требований закона предусмотрены разработка программы управления отходами, в которой отражаются сведения об объемах и составе отходов, применяемых технологиях по их переработке, утилизации, захоронению либо повторному использованию и т.д., паспорт опасных отходов и обязанности оформления нового паспорта грузополучателем; о порядке сбора, перевозки, размещения опасных отходов в специально оборудованных местах; разработка программы управления отходами при проектировании и строительстве и эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов; разработка нормативов размещения отходов путем их уничтожения, утилизации, обезвреживания; ответственность местных исполнительных органов за организацию рациональной и экологически безопасной системы сбора коммунальных отходов, их переработку, утилизацию. Регламентированы экологические требования для физических и юридических лиц, в чьей деятельности образуются опасные отходы, при обращении с ними, а также по их хранению, транспортировке, трансграничной перевозке, переходу отходов потребления во вторичное сырье; стимулирование мероприятий по утилизации отходов и уменьшению объемов их образования.
В числе других новелл необходимо отметить, что ЭК дополнен новой главой 41-1 «Расширенные обязательства производителей (импортеров)», введенной в действие с 1 января 2016 года. В развитие положений этой главы Правительством республики принято постановление от 27 января 2016 года № 28 «Об утверждении Правил реализации расширенных обязательств производителей (импортеров)». В данной главе регламентированы вопросы прав и обязанностей физических и юридических лиц, осуществляющих производство на территории Республики Казахстан, и (или) ввоз (вывоз) продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства по сбору, транспортировке, переработке, обезвреживанию, использованию и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров).
Стадия ОВОС является обязательной процедурой оценки возможных последствий любых видов хозяйственной или иной деятельности, могущих оказать прямое или косвенное влияние на окружающую среду и здоровье человека. В рамках этого процесса разрабатываются меры по предотвращению неблагоприятных последствий, как деградация, уничтожение, повреждение и истощение естественных экологических систем и природных ресурсов. Результаты ОВОС являются неотъемлемой частью предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации. Хозяйственная и иная деятельность, для которой осуществляется ОВОС, разделена на четыре категории, для каждой из которой устанавливаются дифференциированные требования, а документация должна включать в себя и обоснование плана мероприятий по охране окружающей среды и программы управления отходами. В рамках демократизации судебного процесса и расширения доступа к правосудию ЭК дополнен нормами, регламентирующими порядок участия общественности в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды и проведения общественных слушаний, что входит в компетенцию уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.
Уточнено также, что собственники отходов обязаны пользоваться централизованной системой сбора отходов или услугами субъектов, выполняющих операции по сбору, утилизации, транспортировке отходов, и отвечающих квалификационным требованиям Стандартов таких операций. Поступившие в государственную собственность и подлежащие переработке бесхозяйные отходы не рассматриваются в качестве отходов.
Б. Шермухаметов, судья Верховного Суда РК
Фото: 900igr.net
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript