Рустем Алчинбаев: Полноценная судебная система в Казахстане состоялась
Zakon.kz
При развитии судебной системы Казахстан самостоятельно определял путь для дальнейшей модернизации.
Судебная система отвечает всем требованиям правового государства и способна выполнять возложенные на нее задачи по обеспечению исполнения Конституции и законов, защите прав, свобод и законных интересов граждан - председатель Жамбылского областного суда Рустем Мирзакаримович Алчинбаев.
Рустем Мирзакаримович , как шло становление судебной системы Казахстана за годы независимости?
- Становление судебной системы, как самостоятельной ветви государственной власти было начато с разработки нового закона о судоустройстве, которая велась по поручению главы государства на завершаюшей стадии в 1989-1990 годах. Как результат, 23 ноября 1990 года Верховным Советом Каз ССР был принят Закон «О судоустройстве Казахской ССР», который можно назвать самым первым предшественником становления и развития судов Казахстана.
В течение 1991-1997 годов началась большая работа по созданию законодательной базы для работы правосудия нового государства. Была определена стратегическая линия, направленная на формирование и становление судебной системы нового типа с предоставлением судам в полном объеме полномочий, присущих им в правовом государстве, закрепление их высокой и ответственной социальной роли.
Во всех политических и основополагающих юридических документах того периода красной нитью проходила норма о независимости судебной системы, как отдельной ветви государственной власти. Несмотря на сложные экономические условия первых лет независимости, специальным постановлением Президиума Верховного Совета Республики Казахстан от 1 февраля 1993 года был предусмотрен ряд мер, направленных на улучшение материально-технического обеспечения судов.
Комплекс мер, направленных на коренное изменение всей национальной правовой системы также был предусмотрен в Государственной программе правовой реформы, утвержденной в 1994 году. Предпологалась реорганизация судоустройства и судопроизводства, совершенствование метариального и процессуального законодательства.
- При развитии судебной системы Казахстан самостоятельно определял путь для дальнейшей модернизации?
- Совершенно верно. При провозглашении независимости суверенного Казахстана судебная власть делилась на Верховный суд и Высший Арбитражный суд. Обе ветви имели равный статус. По инициативе Президента при разработке Конституции 1995 года произошла реорганизация Верховного Суда путем присоединения к нему Высшего Арбитражного суда. Судебная практика в республике развивалась по единым законодательным нормам, было исключено противоречие и расхождение в правоприменительной деятельности. Это позволило создать единую крепкую судебную ветвь власти, имеющую четкую вертикаль.
Будет уместно отметить, что в Российской Федерации Арбитражный суд только в текущем году вошел в состав Верховного суда. Аналогично вопрос решен и в Республике Беларусь. То есть Казахстан обогнал своих партнеров по Евразийскому экономическому союзу в этом вопросе почти на 20 лет.
- Что именно было сделано в течение первых трех лет независимости?
- В течение первых трех лет независимости уже был сформирован фундамент новой судебной системы и регламентированы принципиальные вопросы ее деятельности. И не случайно в числе первых Указов главы государства, имеющих силу закона, 20 декабря 1995 года и Указ, имеющий силу Конституционного закона «О судах и статусе судей в Республики Казахстан», который заложил основные принципы судоустройства и отправления правосудия в нашей стране. Именно этим нормативно-правовым актом впервые был введен термин «судебная власть».
Логическим завершением первого этапа преобразований в судебной системе стало принятие в декабре 2000 года Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в котором заложены принципиально новые нормы, определяющие основные элементы судоустройства и порядок работы судов.
В 2009 году в Казахстане был утвержден Кодекс судейской этики, определивший требования к деятельности судей. Однако, как показывает практика, данный документ требует соответствующих поправок и новшеств. Именно поэтому глава государства предложил разработать новый Этический кодекс судей, который планируется обсудить и принять на предстоящем VII внеочередном Съезде Союза Судей Республики Казахстан.
- Что изменилось в судебно-правовой реформе с момента обретения независимости?
- Многое. Важным ее результатом стали создание специализированных судов, во всех регионах страны были образованы специализированные экономические, административные и специализированные межрайонные уголовные суды, работают ювенальные суды; введен институт суда присяжных заседателей, который полноправно функционирует с 1 января 2007 года; санкционирование ареста производится исключительно судами; введен и работает институт медиации.
Для казахстанской правовой системы принятие закона о медиации является значительной вехой, которая свидетельствует о способствовании государства развитию институтов гражданского общества и формированию основ правового государства; всесторонне реализуется принцип транспарентности деятельности судов: учитывая потребность граждан в получении быстрой и качественной информации о деятельности судов республики по отправлению правосудия.
Верховным Судом разработана и внедрена система электронного документооборота, которая сейчас обеспечивает автоматизированный учет в судах всей корреспонденции, включая судебные дела, автоматизированное их распределение между судьями, видео и аудиофиксацию судебных процессов, видеосвязь между судами, возможность подачи граждан через «Судебный кабинет» заявлении.
- Чем было обосновано развитие информационной системы судебных органов?
- Современными высокими требованиями к технологии ведения статистического учета, времени обработки информации для проведения качественного анализа и обобщения судебной практики. Организация сервиса по приему исковых заявлений, замечаний на протоколы судебных заседаний, заявлений о выдачи копии судебных актов, направление электронных судебных документов участникам процесса, заверенных электронной цифровой подписью, реализуемые посредством «Төрелік», являются главными шагами по развитию системы электронного суда в Казахстане.
В судах Жамбылской области установлено новейшее техническое оборудование для видеофиксации судебных заседаний. Извещение участников процесса происходит посредством SMS-сообщений. В здании судов установлены информационные экраны, где участники процесса могут узнать о продвижении дела, прочитать и скачать судебные акты. Вся система интегрирована с сайтом Верховного Суда.
Кроме того, можно с уверенностью говорить, что положения Конституции Республики Казахстан, определяющие роль и место судебной власти в политико-правовой системе государства, обрели за годы реформ законодательное закрепление: создана судебная система, отвечающая требованиям современного общества и правового государства.
На VI съезде Президент поставил перед судебным сообществом пять задач. Среди них - последовательное совершенствование законодательных норм, совершенствование судоустройства, внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, обеспечение доступности правосудия широким слоям граждан, повышение профессионального судейского корпуса Казахстана.
С 1 января 2015 года вступили в действие новый Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан. Их принятие было обусловлено необходимостью совершенствования системы защиты прав и свобод личности, демократизации уголовного законодательства с учетом мировых стандартов и норм международного права. Принятый Уголовный кодекс базируется на Конституции Республики и закрепленных ей социальных ценностях. Он содержит ряд принципиальных положений, направленных в первую очередь на защиту личности, общества и государства в новых условиях общественно-экономических отношений.
Принят новый Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан, публичное подписание которого в Акорде свидетельствовало о значимости данного процессуального закона для жизни казахстанского общества. Отрадно отметить, что основным разработчиком нового ГПК был Верховный Суд Республики Казахстан.
Новый ГПК разработан и принят во исполнения концепции правовой политики на период с 2010 по 2020 годы. Следует особо отметить, что по обновленному ГПК порядок рассмотрения дел стал удобным и быстрым для сторон процесса, ориентирован на их примирение и широкое использование современных технологий. Целью является – эффективная судебная защита конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, повышение оперативности рассмотрения и разрешения споров, обеспечение качества судебных актов, широкое применение примирительных процедур.
- Судьи считают, что одним из важнейших новшеств современного процессуального законодательства и судопроизводства является переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехступенчатой. Что это такое?
- Это когда судебные дела рассматриваются в первой, апелляционной и кассационной инстанциях. Данный факт является прямой реализацией 16 шага «Плана нации» об оптимизации судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. Судами первой инстанции являются районные и приравненные к ним суды; апелляционной инстанции - областные и приравненные к ним суды, а судом кассационной инстанции- Верховный Суд Республики Казахстан.
Судебная система Республики Казахстан соответствует всем международным стандартам, что послужило основанием для ее включения в состав Международной ассоциации судей.
Одним из ярких и знаменательных событий судейской жизни явилось проведение первого Съезда судей, прошедшего 19 декабря 1996 года в городе Алматы, где принимал участие Президент Н. Назарбаев, а так же делегаты от судейских коллективов со всех регионов республики, руководители центральных государственных и правохранительных органов, представители юридической общественности, НПО и международных юридических организаций. В составе делегация также были и судьи Жамбылской области.
На Съезде было отмечена важность независимого правосудия для достижения выработки в обществе уважения к закону и обеспечения социальной стабильности. Съезд судей, исходя из необходимости возрождения в судейском сообществе принципов моральной чистоты, порядочности и высокой эрудиции, признал целесообразным принятие Кодекса судейской этики. Было принято также и постановление о создании общественного объединения «Союз судей Республики Казахстан» и положение о филиалах, входящих в его единую структуру.
Следуя этой установке, суды Казахстана стали вести многогранную, кропотливую работу по укреплению имиджа судейского сообщества. Эта работа подкрепляется мерами законодательного и материально-финансового характера. За годы независимости Республики произошли значительные изменения в части оказания доверия судебной системе. За разрешением возникающих споров люди стали обращаться в суды, решения которых являются обязательными для всех.
- Можете подкрепить это цифрами на примере судов вашей области?
- Конечно. Только за 10 месяцев 2016 года судами Жамбылской области окончено производством 26 059 гражданских дел, 901 гражданских дела прекращено в порядке медиации. С применением мирового соглашения прекращено 166, в порядке партисипативного соглашения 11 дел.
С начала года рассмотрено 10095 административных, из которых с участием медиатора 135 дел в отношении 135 лиц. В суды области поступило на рассмотрение 1859 уголовных дел, из которых с вынесением приговора рассмотрено 1313 уголовных дел в отношении 1496 лиц. С участием присяжных заседателей рассмотрено 4 дела в отношении 4 лиц. Осуждено 1450 лиц, из них к реальному лишению свободы 443 лица ( 30,5%) и к мерам наказаний не связанным с изоляцией от общества - 995 лиц. Оправдано 46 лиц, что составляет 3,1 % от общего количества лиц, в отношении которых вынесены приговоры. 185 уголовных дел рассмотрено с участием медиатора, из них с прекращением дела за примирением сторон 155 дел.
Переход к трехзвенной системе отправления правосудия, применение международных договоров, создание судов по рассмотрению инвестиционных споров, широкое применение примирительных процедур по судебным делам всех категорий, привлечение медиаторов, удобный и быстрый для участников процесса порядок рассмотрения гражданских дел, возможность рассмотрения уголовных дел в согласительном производстве, гуманизация законодательства в сфере назначения уголовных наказаний и расширение круга правонарушений, по которым применяются альтернативные лишению свободы виды наказаний, применение принципа справедливости при рассмотрении судебных дел - это лишь часть ярких достижений судебной системы за годы независимости.
В результате проводимой планомерной работы по итогам 25 лет можно констатировать, что полноценная судебная система в Казахстане состоялась. Она отвечает всем требованиям правового государства и способна выполнять возложенные на нее задачи по обеспечению исполнения Конституции и законов, защите прав, свобод и законных интересов граждан.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript