Что означают буквы и цифры в названиях казахстанских колоний
Zakon.kz
История обозначений исправительных колоний уходит в советское прошлое.
Большинство казахстанцев не знают, что означают буквы и цифры в названиях колоний. Что скрывается за буками АК, ОВ, ГМ, УК, ИЧ и др., а также трех и двухзначными цифрами Zakon.kz рассказал юрист Ескали Саламатов, проработавший в тюремной системе 8 лет.
По его словами, ответ на этот вопрос уходит в советское прошлое, так как именно с того периода сохранились действующие названия казахстанских учреждений УИС.
Так, две буквы в названии любой исправительной колонии это не что иное, как переставленные местами первые буквы названия области. К примеру, все учреждения Астаны и Акмолинской области начинаются с букв ЕЦ, то есть ЦЕлиноградская область (напр., ЕЦ-166/1 в г.Астане, ЕЦ-166/23 в г.Кокшетау и т.д.).
В учреждениях Атырауской области буквы УГ означают ГУрьевскую область (так область называлась до октября 1991 года), например УГ-157/11.
Таким же образом: ЖД – ДЖамбулская область, РУ – УРальская, УК – КУстанайская, АП – ПАвлодарская, ИЧ – ЧИмкентская и т.д.
Чем именно был продиктован такой подход, сегодня сказать уже сложно. Но, в какой-то мере, это символизирует тюремную систему как «зазеркалье общества».
История трехзначных цифр, идущих после букв через дефис, также берет свое начало с советского периода, а точнее со времен существования ГУЛАГ. Как известно, советское государство беспощадно эксплуатировало труд заключенных, что и объясняет огромное количество исправительно-трудовых колоний в тот исторический период. Бесплатный труд осужденных (если не считать скудный паек) в бытность ГУЛАГ рассматривался как серьезный экономический ресурс и широко использовался для решения многих производственно-хозяйственных задач общегосударственного значения.
Достаточно вспомнить выступление И.Сталина в 1938 году на заседании Президиума Верховного Совета СССР по поводу досрочного освобождения заключённых: «Мы плохо делаем, мы нарушаем работу лагерей.
Освобождение этим людям, конечно, нужно, но с точки зрения государственного хозяйства это плохо. Нельзя ли дело повернуть по-другому, чтобы люди эти оставались на работе … А то мы их освободим, вернутся они к себе, снюхаются опять с уголовниками и пойдут по старой дорожке. В лагере атмосфера другая, там трудно испортиться. Я говорю о нашем решении: если по этому решению досрочно освобождать, эти люди опять по старой дорожке пойдут».
Постоянно возрастающее количество осужденных и мест их содержания потребовало на организационном уровне их систематизацию и учет. Именно тогда, в служебных целях, в недрах ГУЛАГ и были присвоены трехзначные цифры территориальным единицам, где имелись исправительно-трудовые колонии (областям, краям, автономным республикам). Вскоре в кабинетах больших тюремных начальников появились географические карты СССР с соответствующими буквенными и цифровыми обозначениями. Иными словами, каждое территориальное деление страны получило свою ГУЛАГовскую нумерацию.
Например, в настоящее время все учреждения УИС Алматинской области имеют трехзначную нумерацию – 155 (например, ЛА-155/1), Восточно-Казахстанской – 156, Карагандинской области – 159, и т.д.
Как известно, в 1956 году ГУЛАГ был упразднен. Но, как утверждают исследователи в этой сфере, многие его организационные подходы в управлении местами заключения продолжали функционировать вплоть до распада Советского Союза. В качестве доказательства этому можно привести Мангистаускую область, которая была образована лишь в 1973 году, но ей также был присвоен номер – 172 (напр., ГМ-172/10).
Что касается двузначной цифры после дроби, то это нумерация учреждения внутри области, и она не вызывает крамольной мысли.
Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на многочисленные реформы в пенитенциарной системе за годы независимости, мы сохранили во всех учреждениях УИС названия, которые символизируют их принадлежность к тюремной системе Советского Союза – государства, которое не существует уже четверть века. И это печально.
К сведению, Россия, являющаяся правопреемницей Советского Союза, изменила буквенные и цифровые обозначения своих исправительных учреждений.
«Конечно, изменение названий колоний не решит современных проблем УИС, если не сказать, что вообще никак не отразится на ее внутреннем содержании. Однако, это нужно с идеологической точки зрения, как доказательства независимости нашей пенитенциарной политики и отрешения пенитенциарной системы от тоталитарного прошлого», - считает Е.Саламатов.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript