Как применяют информационные технологии в судебной системе
Zakon.kz
«Судебный кабинет», видеопротокол, электронные повестки, смс-оповещения – новые термины в судах Казахстана.
В казахстанских судах в последнее время стали активно применять информационные технологии. В рамках проводимой судебной реформы одной из главных задач является совершенствование государственных и общественных механизмов защиты прав и законных интересов общества. Судья Алматинского городского суда Ирина Федотова рассказала Zakon.kz о том, как используется информационные технологии в судебной системе и какие возможности они предоставляют казахстанцам.
- Уже сегодня в судах повсеместно используются информационные технологии, способствующие упрощению судопроизводства, повышению доступности, открытости и прозрачности правосудия, сокращение сроков рассмотрения дел, повышение эффективности исполнения решения суда.
Одной из таких мер, обеспечивающих доступность судебной системы для простых граждан, является сервис «Судебный кабинет», с помощью которого предоставляется возможность, не выходя из дома или офиса, подать в суд исковое заявление, жалобу, обращение, отзыв, встречный иск или обращение в режиме онлайн, через сеть интернет может просмотреть судебный документ, а также статус по делу и распечатать судебный акт.
Судебный кабинет - это электронный информационный сервис, единое окно доступа к онлайн сервисам судебных органов. Он создан для упрощения судопроизводства и обеспечения доступности судебной системы для граждан.
- Насколько востребован этот сервис и есть мобильная версия «Судебного кабинета»?
- Действительно, для удобства, оперативности, практичности и экономии времени граждан также запущена мобильная версия данного сервиса. Благодаря возможностям «Судебного кабинета», повысилась оперативность и прозрачность во взаимодействии с судами, и самое главное доступность судебной системы, исключены все административные барьеры.
О востребованности данного сервиса свидетельствует статистика. Так, если в 2014 году посредством «Судебного кабинета» в суды республики были поданы 105 707 электронных документов, то по итогам 9 месяцев 2016 года данный показатель достиг одного миллиона, то есть рост составил почти в десять раз. В ближайшем будущем пользователи «Судебного кабинета» будут иметь возможность отправки частного обвинения, заявления на свидание с осужденным, отменить заявление об обеспечении иска, заявление на возврат государственной пошлины.
- А если нет доступа к интернету, как можно воспользоваться этой услугой?
- Для граждан, не имеющих доступа к Интернету, организованы электронные уголки в ЦОНах, где компетентные операторы проводят консультации по работе в «Судебном кабинете», а также помогают в отправке документов в электронном виде.
- Так и хочется сказать, до чего дошел прогресс! Насколько известно, появился еще один новый судейский термин – видеопротокол. Расскажите подробнее об этом.
- Практически все залы судебного заседания уже оснащены системой, позволяющей секретарю вести «видеопротокол» судебного заседания. Это позволяет сделать аппаратура аудио- и видеофиксации судебных разбирательств без какой-либо возможности приостановить или редактировать запись. Это дисциплинирует судей и других участников судебного заседания обеспечит объективность судебного процесса и принятых судом решений.
- Проходила информация о том, что теперь можно принимать участие в процессе дистанционно. Так ли это и кто может воспользоваться таким новшеством?
- Да, сейчас в судах применяется возможность дистанционного отправления правосудия посредством видеоконференцсвязи. Что такое видеоконференцсвязь? Это техническая возможность обеспечения присутствия в судебном заседании путем передачи аудио и видео данных.
Как свидетельствует судебная практика, иногда участники процесса в силу объективных причин лишены возможности лично участвовать в судебном заседании. В таких случаях суды вынуждены откладывать судебное разбирательство, а иногда неоднократно. Использование видеоконференцсвязи дает возможность любому участнику судебного заседания, независимо от расстояния, соблюсти его право на полноценное участие в судебном процессе, т.е. быть увиденным и услышанным.
Внедрение подобной системы позволит органу исправительной системы исключить конвоирование, подсудимому давать показания посредством видеоконференции прямо из мест содержания, а стороны смогут участвовать в дистанционном режиме. На сегодняшний день 32 исправительных учреждения, в том числе и следственные изоляторы, оснащены комплектами системы видеоконференции.
- Для многих моих знакомых стало приятной неожиданностью оповещение о времени и дате процесса с помощью СМС. Не надо звонить в суд, узнавать…
- Действительно, процедура оповещения участников судебного процесса еще недавно была проблемной и затратной. Недобросовестные граждане, ссылаясь на не извещение о времени судебного заседания, уклонялись от явки в суд и затягивали процесс. В настоящий момент судебные повестки направляются посредством смс – сообщений, также имеется возможность получения электронной судебной повестки, что в корне изменило ситуацию. Следует отметить, что это позволило сэкономить значительные средства государства.
Кроме того, в судах появился сервис «Ознакомление с судебными документами». Гражданин, подавший исковое заявление в суд на бумажном носителе, получает на руки талон, и в последующем он мгновенно уведомляется СМС-сообщениями или электронными письмами на e-mail о принятии дела в производство, вынесении определения, назначении даты судебного заседания, о том, что по его заявлению принят судебный акт, с которым он может ознакомиться на интернет-ресурсе суда. Данные услуги активно используются при рассмотрении административных, гражданских и уголовных дел. Таким образом, исключается необходимость направления почтового уведомления и почтового отправления судебного акта.
- А как работает информационная система «Төрелік» внутри судебной системы?
- Она является немаловажным фактором эффективного судопроизводства при организации внутренней работы работников судебной системы. Процесс документооборота всей судебной системы и судопроизводства автоматизирован с помощью информационной системы «Төрелік». Она обеспечивает оперативный доступ к обмену информационных данных, высокую степень надежности и решает такие задачи, как ведение автоматизированного учета и контроля соблюдения процессуальных сроков, формирование статистических и аналитических отчетов, упрощение делопроизводства и судопроизводства.
При этом участники процесса также имеют возможность постоянно контролировать процессуальные сроки, регистрацию и принятие заявлений, а также продление сроков рассмотрения по делу, что дисциплинирует работников судов и исключает волокиту с документами, так как система ведет мониторинг нарушения всех контрольных сроков.
Кроме того, система соединена с государственными базами других государственных органов и со многими системами правоохранительных органов для реализации процесса судопроизводства. «Төрелік» взаимодействует с информационными системами Генеральной прокуратуры, МВД, Комитета уголовно-исполнительной системы, Министерства юстиции, Министерства финансов.
Благодаря судебному кабинету, возможна проверка чека оплаты государственной пошлины в банке по уникальному коду платежа. Реализована интеграция с платежным шлюзом электронного правительства в части получения данных от банков о проведенных платежах, поступлении госпошлины, а также проверка их достоверности. Это позволяет оптимизировать процедуру проверки легитимности уплаты госпошлины при обращении в суд.
Планируется и в дальнейшем активизировать электронное судопроизводство, которое к тому же позволит в некоторой степени ослабить судебную нагрузку.
Тем не менее, несмотря на достигнутые результаты, продолжается развитие электронного правосудия до уровня лучших международных стандартов по информатизации с использованием положительной международной практики.
- Спасибо за интервью.
Лариса Черненко
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript