Галымжан Насирдинов: Судебная реформа – гарантия качества правосудия
Zakon.kz
От профессионализма судьи зависит благополучие гражданина, а от слаженной работы судебной системы - эффективность развития гражданского общества.
Поступательное развитие судебной системы, повышение доступности правосудия, расширение сферы судебной защиты прав и свобод граждан ставят конечной целью верховенство закона - Галымжан Насирдинов, председатель Алматинского районного суда г. Астаны.
- Галымжан Патшаханович, как сказывается на развитии судебной системы Казахстана План нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институционных реформ?
- Положительно, ведь в Плане есть особый раздел – верховенство закона. В настоящее время в целом построена мобильная и конкурентоспособная судебная система, которая модернизируется в соответствии с общественными потребностями и государственными интересами. Также все больше актуализируются вопросы совершенствования отбора кадров на должность судьи и повышения квалификации действующих судей и работников судебной системы, что требует разработки и реализации целого комплекса взаимосвязанных мер.
Обеспечение верховенства закона – одна из приоритетных задач в нашей стране и она, как я уже сказал, нашла свое отражение в указанном плане, где важный акцент сделан на совершенствовании судебной системы. Для реализации поставленных целей, главой государства обозначены 11 задач перед судебной системой, которые предполагают два направления: совершенствование системы отбора судей и модернизацию судопроизводства.
- Подбор судейских кадров – тема достаточно щепетильная. Что зависит от кадров?
- Профессиональная компетентность и справедливое карьерное продвижение судьи, компетентность судей рассматривается как принцип, основное начало построения и функционирования судебной системы. Правовая подготовка судьи, его квалификация являются краеугольным камнем судейской функции. Это такой принцип, который должен определять и отбор кандидатов в судьи, и продвижение их карьеры. Особо значимо то, что от степени подготовки, правовой компетентности судей зависят как прямой результат их работы – качество правосудия и судебных постановлений, так и доверие общества к судебной власти.
Принимая во внимание, что от профессионализма судьи зависит благополучие гражданина, а от слаженной работы судебной системы - эффективность развития гражданского общества, одна из обозначенных Президентом задач предусматривает повышение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. Требования, предъявляемые к судьям, прямо указывают на необходимость кардинальных изменений в вопросах их отбора. То есть качество отправления правосудия напрямую зависит от неукоснительного соблюдения требований закона по подбору кадров на должность судьи и, конечно, от моральных и профессиональных качеств лица, выбравшего профессию судьи.
- Что конкретно делается в этом плане?
- В данном направлении рабочей группой Национальной комиссии проведена огромная аналитическая работа, изучен опыт зарубежных стран, и с учетом национальной политики выдвинут ряд предложений. Так, поддержаны предложения о повышении до 30 лет возрастного ценза для кандидатов в судьи, что предполагает изменение Конституции страны. При этом предлагается введение пятилетнего стажа работы, непосредственно связанного с участием в судопроизводстве для таких специальностей, как секретари судов, работники прокуратуры и адвокаты. Перечень таких должностей будет закреплен законодательно.
Ужесточение квалификационных требований отражено в 17-м шаге, где говорится о необходимости внедрения системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений, необходимость прохождения кандидатами в судьи стажировки. Срок стажировки магистрантов в судах предлагается увеличить до одного года. В настоящее время срок обучения в магистратуре составляет два года, практическая часть не превышает трех месяцев. Одновременно срок прохождения стажировки в судах других кандидатов – не магистрантов – будет также увеличен до одного года, и она будет проходить в освобожденное от основной работы время с выплатой стипендии в размере от 50 до 70 процентов от должностного оклада судьи.
Такие требования к кандидату в судьи вполне обоснованы, поскольку постоянное нахождение кандидата в атмосфере судебных дел, в том числе участие при изучении, подготовке дел в судебному процессу, организации работы суда как во вне, так и во внутри, позволят ему сделать правильный выбор будущей профессии, понять суть судейской должности, оценить, насколько он готов профессионально и психологически к такой ответственной работе, отсеять случайных людей. Таким образом, стажировку будут проходить именно те лица, которые осознанно выбрали для себя дальнейшую работу в качестве судьи. Отмечено, что прием на стажировку будет осуществляться с учетом прогнозной потребности регионов в судейских кадрах.
Важным новшеством является введение годичного испытательного срока для вновь избранных судей.
- И какие дела будут рассматривать новички?
- В указанный период они буду рассматривать административные дела, несложные гражданские и уголовные дела по преступлениям небольшой тяжести. По истечению испытательного срока кандидатура судьи всесторонне и предельно прозрачно будет обсуждаться на пленарном заседании областного суда. При положительном заключении, профессиональные качества судьи будут оцениваться квалификационной комиссией судебного жюри. И лишь после этого кандидата представят Высшему судебному совету для рекомендации для назначения указом главы государства на постоянный срок. В случае отрицательного заключения пленарного заседания либо судебного жюри кандидатура судьи отклоняется.
Важной новеллой является и введение института поручительства за вновь назначенного судью действующим судьей, что будет дисциплинировать молодую смену.
Также предлагается Институт правосудия из состава Академии государственного управления при Президенте РК передать в ведение Верховного суда. При этом произойдет преобразование Института в Академию правосудия и создание при ней трех институтов – магистратуры, повышения квалификации для судей и научно-исследовательского. Такое преобразование продиктовано временем, поскольку при таком подходе академия сможет реально выявлять недостатки в подготовке каждого магистранта и оперативно их устранять. Сильный профильный учебный и научно-методический центр даст возможность вести на более высоком уровне системную работу по повышению квалификации судей, а также проводить собственные научные исследования, давать экспертизу постановлениям Верховного суда и рекомендации пленарным заседаниям по ним.
- Правда ли, что Высший судебный совет планируется преобразовать в постоянно действующий орган со своим штатом сотрудников?
- Да. Такое применяется во многих западных странах. Все члены ВСС на определенный период освобождаются от своей основной работы и занимаются исключительно подбором кадров. Такой подход позитивно скажется на кадровой политике по отбору судей.
Реализация мероприятий, разработанных в рамках обеспечения верховенства закона, будет способствовать повышению уровня подготовленности будущих и действующих судей, совершенствованию процесса обучения, выявлению морально-нравственных качеств кандидатов в судьи, этических принципов их поведения, психологического портрета, что позволит сделать наиболее вероятный вывод о целесообразности судебной карьеры претендента и степени профессиональной компетентности судьи. В конечном итоге, заданный вектор приведет к повышению качество отбора кандидатов на должность судьи, что положительно скажется на отправлении правосудия в целом, доверии граждан к судебной власти и ее авторитету в мировом сообществе.
- Галымжан Патшаханович, из 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ 19 предусматривают реализацию верховенства закона, 11 из них в части реформирования судебной системы. В чем суть этой реформы?
- Суть реформы «Верховенство закона» заключается в том, чтобы независимое правосудие и вся правоохранительная система Казахстана были нацелены исключительно на обеспечение прав и свобод граждан, строгое исполнение законов и укрепление правопорядка. Для ее законодательного обеспечения приняты новый Гражданский процессуальный кодекс и новый Закон «О Высшем судебном совете». Внесены необходимые изменения в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей», Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.
Обновленное законодательство будет способствовать повышению доверия общества к судебной системе, так как именно в суде вершится правосудие.
Ну а ключевой вопрос реформирования казахстанских судов – это формирование качественного судейского корпуса. Как я уже сказал, сегодня законодательно предусмотрены жесткий механизм отбора кандидатов в судьи и высокие квалификационные требования для них.
В целом в рамках реформы судебной системы заработает ряд институциональных решений. В этой связи, кардинально реорганизовано Судебное жюри при Верховном суде. Оно рассматривает жалобы граждан на действия судей и случаи нарушения представителями судейского корпуса нового Этического кодекса судей.
Кроме того, при Верховном суде создана специализированная коллегия для рассмотрения споров, в том числе с участием крупных инвесторов. В ее рамках будет реализовано право иностранных инвесторов на качественное и справедливое разрешение возникающих у них правовых споров.
Поступательное развитие судебной системы, повышение доступности правосудия, расширение сферы судебной защиты прав и свобод граждан ставят конечной целью верховенство закона. Курс на модернизацию институтов правосудия способствует формированию сильной судебной власти, отвечает задачам максимального упрощения судопроизводства, обеспечения доступности судебной защиты граждан в прозрачных и открытых судах.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript