М.Жаркынбеков: Суды должны создавать уверенность в законности и предсказуемости правосудия
Zakon.kz
Это является элементом принципа правового государства, верховенства права.
Именно административная юстиция может и должна перевести юридическое неравенство сторон, существующее в материальном административном правовом отношении, в процессуальное равенство, которое должно иметь место в административном судопроизводстве - М. Жаркынбеков, судья Актюбинского областного суда..
- На проведенном недавно VII Съезде судей одной из задач главой государства был озвучена необходимость обеспечения на всей территории страны единого режима законности и единой судебной практики. Каким образом суды могли бы обеспечить выполнение данной задачи?
- В соответствии с п.1 ст.14 Конституции Республики Казахстан все равны перед законом и судом. Одним из проявлений данного принципа является единообразное понимание и применение закона. Единообразие правоприменительной практики имеет существенное значение и является важным вопросом для судов. Например, главной причиной для объединения Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда в России является то, что в практике этих судов периодически возникали противоречия в толковании и применении одних и тех же положении права.
В Казахстане проблема объединения высших судов была решена еще в 90-х годах прошлого столетия, однако вопрос единой судебной практики остается достаточно животрепещущим и в настоящее время. Так, в областных и приравненных к ним судах рассмотренные дела периодически анализируются и составляются обобщения судебной практики. Систематическое изучение судебной практики позволяет выявить актуальные проблемы правоприменения действующего законодательства судами при осуществлении правосудия. Установив проблемные вопросы, вышестоящий суд обеспечивает единообразное понимание и применение судами норм права, что способствует повышению эффективности судебной защиты.
В связи с ведением в стране трехзвенной судебной системы и введения такого способа исправления судебных ошибок как пересмотр судебного акта по причине нарушения единообразия в толковании и применении норм права, Верховным Судом было принято Нормативное постановление №1 от 15 января 2016 года «О праве доступа к правосудию и правомочиях Верховного Суда Республики Казахстан по пересмотру судебных актов». В данном нормативном документе разъяснено, что единообразие судебной практики достигается не только посредством принятия Верховным Судом нормативных постановлений, разъясняющих вопросы судебной практики, но и в результате пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных актов, которое имеет определяющее значение для формирования судебной практики.
Единое толкование и применение судами норм законодательства на всей территории республики, независимо от местных влияний и попыток ограничить действие этих правовых актов в отдельных регионах, и будет являться единством судебной практики.
Единообразное толкование и применение норм права и единство судебной практики – понятия одного порядка, и имеют своей целью разрешение спора прогнозируемыми и предсказуемыми действиями суда, т.е. призваны повсеместно и последовательно гарантировать законность. Судебная система должна выполнять стабилизирующую функцию, создавать уверенность в справедливости и надежности законов, объективности и предсказуемости правосудия, что, в свою очередь, является элементом принципа правового государства, верховенства права.
- В судах нередко участники процессов пользуются своими процессуальными правами недобросовестно, или можно даже сказать злоупотребляют ими. Мешает ли это осуществлению правосудия?
- Проблема злоупотреблений процессуальными правами со стороны участников гражданских споров в судах давно знакома судебной практике и праву зарубежных стран, и актуальна для казахстанского права. Это вопрос нередко поднимается среди судей, а также практикующих юристов, часто участвующих в судебных процессах.
Главной задачей суда при рассмотрении гражданского дела является вынесение законного и обоснованного решения и создание лицам, участвующим в деле, процессуальных условий, обеспечивающих защиту их прав, а также прав и законных интересов других лиц. Статья 46 ГПК специально предусматривает, что лица, участвующие в деле должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, не злоупотребляя правами других лиц, не нарушая их интересы, и, не допуская умышленное затягивание сроков рассмотрения и разрешения дела.
Между тем, отдельные лица в целях затягивания процесса, воспрепятствования принятию законного и обоснованного судебного акта либо в иных недобросовестных целях, используют принадлежащие им процессуальные права в противоречии с их действительным назначением. Эти действия создают серьезные помехи в эффективном разрешении споров, негативно сказываются на осуществлении правосудия.
Также часто в ходе рассмотрения дела участники процесса, злоупотребляя своими правами, не представляют доказательства, указанные судом; ссылаются на неполучение корреспонденции по имеющемуся в материалах дела адресу; не являются в суд с созданием видимости уважительности причин таких неявок, заявляют необоснованные отводы и т.п. Все это приводит к тому, что срываются судебные заседания, затягиваются судебные процессы, создаются препятствия принятию законного и обоснованного судебного акта, вступлению его в законную силу либо последующему исполнению.
Конечно, сложно определить, где кончается право и начинается злоупотребление им. Ситуации со злоупотреблениями процессуальными правами в гражданском судопроизводстве становятся все более разнообразными. И только суд может дать оценку, является ли каждое конкретное действие в ходе судебного процесса недобросовестным. Таким образом, проблема существует и требует разработки единообразных и согласованных подходов к ее разрешению.
- Одним из поручений главы государства, изложенных в Плане нации - 100 шагов, было сокращение участия прокурора в гражданском процессе...
- Согласно статье 15 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (ГПК РК) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. По своей правовой природе принцип процессуального равноправия является законодательно закрепленной гарантией справедливого судебного разбирательства. Данный принцип заключается в предоставлении процессуальным законодательством сторонам равных возможностей для отстаивания своих субъективных прав и законных интересов. То есть, предоставляя одной стороне конкретные процессуальные права, закон наделяет аналогичными правами и другую сторону.
Исходя из принципа равноправия сторон, права и обязанности такого лица, участвующего в деле, как прокурор, не должны превышать обычных процессуальных прав другой стороны в гражданском процессе. Однако, именно у прокурора - должностного лица, осуществляющего надзорные функции через предоставленные ему гражданским процессуальным законом права и обязанности, имеются обширные дополнительные полномочия. Другие участники процесса не могут претендовать на процессуальное равенство с прокурором, участвующим в деле.
Например, это такие права как давать заключение по делу, истребовать дело, приносить протесты, приостанавливать исполнение судебного решения. Особый статус прокурора, отличного от процессуального положения истца, прослеживается и при предъявлении иска в суд. Однако, исходя из принципа равноправия сторон, права и обязанности прокурора не должны превышать обычных процессуальных прав другой стороны в гражданском процессе.
Представительство прокурором интересов государства в суде должно осуществляться без какого-либо вмешательства в процесс отправления правосудия, а надзор должен осуществляться не над судом, а с помощью суда и через суд за точным единообразным применением законов.
Поэтому в новом Гражданском процессуальном кодексе участие прокурора в гражданском судопроизводстве сокращено и обязательно только по делам, затрагивающим интересы государства, когда требуется защита общественных интересов или граждан, которые самостоятельно не могут себя защищать, а также когда необходимость участия прокурора признана судом или прокурором.
- В рамках правовой реформы было запланировано введение в республике административной юстиции. Хотелось бы услышать мнение о внедрении этого нового института.
- Впервые о необходимости внедрения в правовую систему Казахстана института административной юстиции было указано в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года №858. Согласно названной Концепции предусматривается два направления при создании в республике административной юстиции:
- на базе действующих специализированных административных судов создать систему судов административной юстиции для рассмотрения публично-правовых споров;
- дела об административных правонарушениях передать в подведомственность судов общей юрисдикции.
Следует отметить, что если в теории под административной юстицией понимается деятельность судов по разрешению в особом процессуальном порядке споров, возникающих между гражданином и органом исполнительной ветви власти (должностным лицом этого органа) по поводу правомерности административных действий или решений, то Концепция правовой политики предусматривает рассмотрение вопроса об административной юстиции, разрешающей споры о праве, возникающих из публично-правовых отношений не только между государством и гражданином, но и между государством и организацией.
Различная подсудность публично-правовых споров, конечно же, негативно влияет на формирование единой судебной практики по рассмотрению названной категории дел. В этой связи закономерной является постановка вопроса о необходимости специализации судей по рассмотрению публично-правовых споров. Поэтому вполне логично положение Концепции правовой политики о создании на базе действующих специализированных административных судов системы судов административной юстиции. В перспективе в апелляционных коллегиях областных судов и Верховного Суда РК могли бы быть созданы специализированные составы по рассмотрению дел, вытекающих из публично-правовых споров. Специализация судов, судебных составов связана с необходимостью глубокого изучения и правильного применения судьями достаточно широкого массива законодательства, используемого для рассмотрения определенной категории дел в сфере управления, в частности, налоговых споров, оспаривании актов местных акиматов по изъятию земельных участков, по решениям, действиям частных судебных исполнителей. Сложность указанных категории дел, их специфика, а также правильное рассмотрение и разрешение потребуют высокого профессионализма. Но поскольку основная масса этих дел рассматривается в порядке гражданского судопроизводства районными судами и судами областного уровня, такую специализацию обеспечить сложно.
Между тем, совершенствование защиты гражданина, юридического лица в его отношениях с публичной властью всегда было актуальным. Одним из способов повышения эффективности этой защиты будет являться создание в Казахстане полноценного института административной юстиции. Основное содержание института административной юстиции составляет судебный контроль за законностью действий, решении государственного органа (должностного лица). Для этого необходимо отнесение к ведению административной юстиции административно-правовых споров, которые связаны с защитой прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц. Данный вид юстиции представляет собой юридическую форму разрешения подобного рода конфликтов, возникающих в связи с правовой оценкой законности актов и действий того или иного органа публичной власти.
При этом в рамках административной юстиции суд будет играть более активную роль при оказании помощи гражданину по истребованию от государственного органа (должностного лица) доказательств в обоснование принятого решения. Также суд должен быть наделен правом собирания доказательств по собственной инициативе.
Именно административная юстиция может и должна перевести юридическое неравенство сторон, существующее в материальном административном правовом отношении, в процессуальное равенство, которое должно иметь место в административном судопроизводстве. Вообще в мире около 50 стран имеют автономную административную юстицию, в Европе 18 стран имеют специализированные административные суды, 12 стран имеют специализированные палаты при Верховных судах, в двух странах этим занимается Конституционный суд, и только в 9 европейских странах административная юстиция отсутствует.
По мнению Совета Европы, наличие административной юстиции как таковой рассматривается как один из важнейших способов защиты прав граждан.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript