Психолог о ровесниках независимости РК: в них больше внутренней свободы
Zakon.kz
Эксперт также прокомментировала мнение о том, что современная казахстанская молодежь более эгоистична по сравнению со своими предшественниками.
Ровесникам независимости Казахстана в этом году исполняется 25 лет. Кто они и чем отличаются от своих предшественников, выросших в советское время, рассказала Sputnik Казахстан директор Института психоанализа Анна Кудиярова.
"Будучи в Москве в 1980-е годы я встретила группу американских школьников. С моей точки зрения это были очень раскованные дети — они сидели в холле гостиницы, положив ноги на стол. Для нас это был нонсенс. Через 25 лет можно сказать: наши дети ведут себя так же, как и американские школьники. Особенно, если смотреть на детей в Алматы или Астане – мегаполис есть мегаполис", — рассказала Кудиярова.
По ее словам, в современной казахстанской молодежи больше внутренней независимости и свободы, чем в людях, выросших в советское время.
"В советское время мы все были русскоязычными и соглашались с тем, что буква "я" – последняя буква в алфавите. Когда я на старости лет начала изучать английский язык, мне очень понравилось, что местоимение "я" — "I" в любом месте предложения пишется с большой буквы. Это же отражение психологии, уважение к личности отдельного человека", — считает Кудиярова.
"Я уважаю нынешнюю молодежь за внутреннюю эмоциональную раскрепощенность, свободу, за то, что они многие из них стремятся учиться на Западе. В отличие от нас, они говорят на нескольких языках, то есть это достаточно образованная молодежь", — продолжила она.
Кудиярова отметила, что открытие границ дало им возможность изучать культуру, идеологию и ценности зарубежных стран. Вместе с тем она наблюдает патриотизм среди многих молодых людей.
Еще одно отличие, по мнению Кудияровой, заключается в том, что сейчас все больше молодежи называют своих отцов кумирами, что свидетельствует об укреплении семейных и родственных уз.
"Мы, будучи пионерами, комсомольцами, называли своими кумирами Павку Корчагина, Павлика Морозова, Кошевого, Громову. На примере Павлика Морозова нас воспитывали так, чтобы мы были готовы продать родного отца ради дела. А сейчас мальчики и девочки говорят: мой идеал – это папа, мой кумир — мама, потому что они, например, успешные и добрые", — добавила она.
Эксперт также прокомментировала мнение о том, что современная казахстанская молодежь более эгоистична по сравнению со своими предшественниками.
"Работая психоаналитиком, я замечаю, что многим моим казахоязычным клиентам не хватает этого самого эгоизма — они употребляют местоимение "мы", у них нет "я", есть кусочек чего-то общего", — считает психоаналитик.
Кудиярова объяснила и амбициозность современной молодежи.
"Раньше всей моей амбиции должно было хватать только на хорошую учебу. Если я хорошо училась в школе – все, буду почти автоматически учиться в вузе. Если учусь хорошо – я обеспечена работой, квартирой, местом в детсаду для ребенка. Сейчас такого гарантированного будущего нет. И поэтому молодые ребята должны стараться, они должны купить квартиру, машину, обставить все и только потом заводить семью. Поэтому молодежь стала позже вступать в брак", — сказала эксперт.
Вместе с тем, Кудиярова отмечает, что не все так радужно.
"Суровые 90-е годы стали нечто новым для нас, когда экономика развалилась, старые ценности развалились, и было непонятно, куда мы катимся. Родители находились в депрессивном состоянии, в состоянии стресса. Какие дети могут появиться у таких родителей? По большому счету, с какими-нибудь расстройствами, сложностями, я имею в виду, общепсихологическое положение", — добавила она.
"Если мама боится, папа боится, то ребенок тоже будет тревожным, со всевозможными страхами, паническими атаками. Наверное, поэтому у нас по сравнению, скажем, с 1970-80 годами — разгул наркомании, алкоголизма, игромании. Потому что люди активно ищут пути спасения от тревожного состояния внутри", — добавила Кудиярова.
Она отметила и увеличение агрессии в казахстанских семьях.
"Голодный человек – злой человек. В семьях достаточно много агрессии, родители озлобленные, поэтому детям перепадает. Поэтому когда сейчас интересуемся, почему много насилия – и в доме, в обществе, на всех уровнях — все зачатки там", — заключила психоаналитик.
Фото: Public Domain.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript