Возьмет ли министерство культуры и спорта под контроль ценообразование на спортобъектах?
Zakon.kz
Один из самых известных чиновников в Казахстане Арыстанбек Мухамедиулы ответил на острые вопросы относительно Шымбулака, объектов Универсиады, казахстанской эстрады и уята.
Премьера программы «Светлая полоса. С пристрастием» лично для меня — самое важное событие года. Формат, о котором можно только мечтать. Десять минут в прайм-тайм, на самом рейтинговом канале страны, в «Главных новостях». Интервью с самыми известными людьми страны и не только. Уверен, что гостями студии станут не только чиновники и представители бизнес-элиты, но и гости Казахстана — звезды эстрады и кино, политики. При этом полная свобода действий, гарантированная мне каналом, позволяет задавать острые вопросы и получать однозначные ответы.
Первым гостем в студии стал министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы. Пожалуй, один из самых известных чиновников в Казахстане. О его личной жизни ходят легенды, поэтому журналисты, не переставая, ищут все новые поводы для скандалов, а кто ищет, как известно, обязательно находит. При этом то, чем занимается министр в свободное от работы время, лично меня мало волнует, так же, как и его «моральный облик». С собственной бы жизнью разобраться, а вот профессиональные вопросы — совсем другое дело. Будучи одним из инициаторов шума вокруг Шымбулака из-за роста цен, я задал свой главный вопрос: возьмет ли министерство под контроль ценообразование на спортобъектах?
Министр пояснил, что «после вашего обращения мы действительно тщательно изучаем этот вопрос, ведем переговоры с акиматом, с управляющими этих компаний. Я выражаю благодарность, что вы нам помогаете. Мы этот вопрос изучаем. Скоро будут положительные результаты». После эфира я не успел уточнить, когда эти самые «положительные результаты» появятся — сезон в Алматы короткий, поэтому каждый день важен для любителей горных лыж. Также я, к сожалению, не успел внести свои предложения.
При этом, важно понимать, что вопрос о том, как регулировать цены на подобных объектах в международной практике решен. Существует понятие — резидент. Проще говоря, если потребитель услуг — гражданин страны, то цены должны быть ниже априори. Таким образом, неважно, сколько стоит билет для иностранца, ведь не на его налоги строились все эти объекты, важно, сколько платит за вход соотечественник. Сегодня цена на услуги Шымбулака в выходные дни выросла чуть ли не вдвое по сравнению с прошлым годом. Тогда катание стоило, если не подводит память, 5500 тенге, в этом году до начала сезона оно подорожало до 6500, а после — до 9500 тенге. При этом ни свет, ни вода, ни даже зарплата работников не поднимались. Владельцы оправдывают повышение текущим ремонтом, но это, как мне кажется, не совсем веский довод, и он не объясняет галопический рост цен. Эту позицию разделяет и министр. Однократного повышения было бы вполне достаточно, а цена в 6500 тенге сопоставима с курортами с аналогичным уровнем трасс. Чтобы убедиться в этом, достаточно провести небольшое исследование.
Важный вопрос на всех спортивных и культурных объектах — дети. Например, вопреки распространённой практике, Шымбулак считает в субботу и воскресенье считает детей старше 10 лет взрослыми, что, в принципе, недопустимо. Вполне логично для всех объектов ввести практику считать детским возраст до 13 лет, после 13 до 18 лет ввести молодежный тариф, потому что в дети до этого времени остаются иждивенцами и за все платят родители. В любой день должна действовать и студенческая скидка.
В провинциальных городах такая система, пусть и не везде, но действует. Другое дело, что это вовсе не вопрос министра, пусть даже профильного — договариваться с владельцами спортивных сооружений. Этим должен заниматься местный аким, но в Алматы у исполнительной власти наверняка есть куда более важные задачи, нежели выстраивать комфортные условия для горожан. Критики могут сказать, что все это частная собственность и вмешиваться в бизнес недопустимо, но ведь Шымбулак, как и многие другие объекты, — национальное достояние, приватизированное, но по-прежнему находящееся в сфере общественного интереса. У нас нет возможности каждые десять лет строить горнолыжные курорты или высокогорные катки и продавать их частникам за бесценок.
Наверное, поэтому еще один важный вопрос для Арыстанбека Мухамедиулы звучал так: «Что будет со спортивными объектами после Универсиады»? Беспокойство не пустое. В самом крупном крытом ледовом стадионе, «Дворце Болуан Шолака», торгуют то медом, то шубами, то концерты проводят. Дети, которые по идее должны были заниматься там хоккеем, арендуют дорогие частные площадки, например, в торговых центрах или элитных фитнес-комплексах, и спорт, не выдержав накладных расходов, умирает. Вот, что ответил министр: «В данное время «Алматы Арена» полностью загружена. Там проходят спортивные мероприятия и эстрадные шоу. Как раз, это показывает, что мы держим правильное направление. «Астана Арена» и «Халык Арена» пользуются большим спросом. В «Балуан Шолаке» проходят великолепные спортивные мероприятия. Кстати, он работает без государственной дотации и приносит доход». Также министр пообещал, что «в достаточно специализированных спортивных объектах продавать мех не будут».
К сожалению, пример трамплинов, построенных к Азиаде, чиновника не убедил. По его мнению, достаточно, что они будут использоваться во время Универсиады, потому что строили их «в первую очередь для международных соревнований, а в данное время строим новые для спортивных школ». Алматинцам этот объект больше известен как концертная площадка. После азиатских игр там не проводилось мало-мальски стоящих спортивных мероприятий. Что касается в общем будущего этих объектов, оно мне кажется туманным, что бы ни говорили. Достаточно вспомнить критические материалы об их состоянии, чтобы нарисовать неутешительные ближайшие перспективы.
Ну, и еще одна тема, на которой, как мне кажется, нужно заострить внимание. Казахстанская эстрада? Лично мне она кажется абсолютно непрофессиональной. Практически полностью отсутствует институт продюсирования. Буквально, недавно в частном разговоре с одним очень известным московским владельцем музыкального лейбла услышал мысль, что в Казахстане нет эстрады. Нельзя прилететь, как, например, в Украину, выбрать интересующий материал и начать продавать в России. Все очень вторично и некачественно. У большинства местных звезд и начинающих артистов нет ни навыков в хореографии, ни в сценографии, а иногда и начисто отсутствуют вокальные перспективы. Даже шоу «Голос» не стало источником для открытий. При этом сам Арыстанбек Мухамедиулы, будучи музыкантом, доволен. «Я хочу вам сказать, в данное время казахоязычная на высоком уровне. По крайней мере, музыкальное разнообразие там точно есть».
Ну и, конечно, мы не могли не затронуть тему «уята». Нашего нового национального явления. Обществу проще закрыть глаза, объявив что-то постыдным, чем пытаться понять. Здесь министр дал очень интересную оценку, предлагая обществу быть внимательным, ведь есть пошлость, а есть искусство. «Нас 17 миллионов — и столько же мнений. Если искаженная или обнаженная фигура — да, уят, а если есть природная красота — мы восхищаемся».
Итак, сколько людей, столько и платков, и тогда получается, что главная задача министерства — научить общество не разбрасываться головными уборами. Но, судя по всему, с ней то министерство культуры, как раз и не справляется.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript