Уязвимым осужденным нужен адвокат, они боятся заявлять о своих правах – адвокат А. Токаева
Zakon.kz
После получения приговора и приобретения статуса «осужденный», юридическая помощь адвокатами, как правило, им не оказывается.
Осужденные, обладая специальным правовым статусом, обусловливающим ограничения их прав и интересов, не имеют возможности поставить вопрос об условиях отбывания наказания, нарушении их прав и свобод, заявила сегодня на Национальном круглом столе адвокат А. Токаева – Zakon.kz.
Напомним, Национальный круглый стол был посвящен вопросам обеспечения доступности правосудия для уязвимых категорий осужденных и проведен представительством Международной тюремной реформы в Центральной Азии.
По словам адвоката, уязвимые категории осужденных особо нуждаются в защите.
- Анализ законодательства и практики его применения показывает, что они испытывают трудности в защите своих прав и законных интересов, - подчеркнула Токаева. - Это подтверждается высоким уровнем заболеваемости в ИУ, оказания давления на осужденных, большим количеством жалоб, протестов и т.п. Кроме того, сложившаяся обстановка в исправительных учреждениях, отсутствие должного уважения к правам осужденным также отрицательно сказываются на реализации конституционных прав на доступ к правосудию.
После получения приговора и приобретения статуса «осужденный», юридическая помощь адвокатами, как правило, вообще не оказывается, заявила Токаева . В этот период осужденные фактически не имеют и не могут обеспечить себе доступ к правосудию, тогда как зачастую именно в этот период нарушаются, не соблюдаются их права, в том числе лиц, относящихся к категории уязвимых. Это - жестокое и унижающее достоинство обращение, пытки.
Спикер привела пример, когда с целью выяснения вопроса доступа к правосудию, адвокатами была проведена личная беседа и анкетирование с уязвимой группой осужденных в трех исправительных учреждениях. Это были женщины, имеющие малолетних детей, инвалиды и мужчины пенсионного возраста. Из них более 70% признали, что им не в должной мере обеспечен доступ к правосудию.
Большинство осужденных склоняются к тому, что наиболее результативной является юридическая помощь, оказываемая адвокатами. В то же время, многие из них лишены реальной возможности пользоваться услугами адвокатов в связи с отсутствием средств, сетует адвокат. Также, по ее мнению, одной из проблем является недостаточная информиро¬ванность уязвимых категорий осужденных об их правах. Токаева полагает, что осужденных нужно информировать не только об их праве на юридическую помощь, но и разъяснять, что у них существует дополнительные права как у осужденных, относящихся к категории уязвимых.
- Государство обеспечивает уязвимых осужденных минимальными материально-бытовыми стандартами, согласно УИК, = считает Токаева. - Однако этого не достаточно, потому как минимальные стандарты где-то являются устаревшими, не охватывают минимум стандартов либо совсем не соблюдаются. На это указывают и сами осужденные.
Она привела еще один пример из практики. «Посещение бани происходит отрядом, в котором 80 человек. На помывку в бане дают всего 2 часа. Однако инвалидам, имеющим физические недостатки: кто-то с трудом передвигается; у кого-то не рабочая рука, нога; кто-то инвалид по зрению и очень плохо видит, передвигается буквально на ощупь, либо старческий возраст более 70 лет - недостаточно для помывки 2 часов в группе с другими здоровыми людьми. Вышеуказанный распорядок утвержден администрацией без учета возможностей уязвимой категорией лиц. В то же время администрация не реагирует на просьбы осужденных предоставить больше времени на помывку в бане. Данный случай самый показательный, когда нарушаются права уязвимой категории лиц и эти лица не могут защитить свои права, законным способом. Их просьбы о пересмотре условий помывки в бане игнорируются. Настойчивее они заявлять о своих правах боятся, так как администрацией учреждения такие требования могут быть расценены как неповиновение законным требованиям администрации уголовно-исполнительного учреждения, что влечет за собой уголовную ответственность, по ст. 428 УК РК. Усугублять же свое положение в уголовно-исправительном учреждении никто не хочет».
Аналогичных случаев, где данная категория лиц чувствует себя ущемленным, много, считает адвокат.
- Они хотят об этом не просто говорить, они хотят, чтобы государство их услышало, и соблюдались хотя бы законодательно прописанные стандарты, - говорит Токаева. - А для того, чтобы данные стандарты соблюдались, необходимо обеспечить качественный доступ к правосудию, а именно, законодательно закрепить доступ осужденных в стадии исполнения приговора к гарантированной государством юридической помощи. В данном случае необходима именно помощь адвоката, обладающего достаточной практикой в правовой сфере.
Торгын Нурсеитова
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript