Развитию квазигосударственного сектора в РК препятствует коррупция - Шпекбаев
Zakon.kz
О росте количестве коррупционных правонарушений в этой сфере свидетельствует уголовная статистика.
В Казахстане развитию квазигосударственного сектора препятствует коррупция. Об этом заявил заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции РК Алик Шпекбаев на заседании круглого стола на тему «Законодательное регулирование закупок квазигосударственного сектора», сообщает Zakon.kz.
«По рассматриваемой сегодня теме - очевидна роль квазигосударственного сектора в устойчивом развитии экономики нашей страны и управлении активами. Для поддержки данного сектора принимаются системные меры с выделение значительных средств из республиканского бюджета и Нацфонда. Вместе с тем, эффективному развитию данного сектора препятствует коррупция. При этом в сравнении с госаппаратом ее последствия не менее масштабны», - сказал он.
По слова Шпекбаева, о количестве коррупционных правонарушений в этой сфере свидетельствует уголовная статистика. «Если в 2016 году зарегистрировано 137 преступлений, то только по итогам четырех месяцев 2017 года 51 или рост в 1,5 раза. Анализ уголовной статистики свидетельствует, что из всех зарегистрированных коррупционных преступлений в этой сфере 55% совершается в рамках закупок. Между тем, их объем в квазигосударственном секторе от 3 до 5 раз превышает госзакупки», - рассказал он.
Как отметил заместитель председателя антикоррупционной службы, первопричиной сложившейся ситуации стало отсутствие единых подходов и недостаточный уровень прозрачности при осуществлении закупок, а также отсутствие механизмов общественного контроля деятельности компаний квазигоссектора.
Согласно действующему законодательству, закуп товаров, работ и услуг национальными управляющими холдингами и компаниями осуществляется на основе собственных правил, базирующихся на типовых правилах. Они имеют локальный характер, то есть у каждой компании действуют отдельные правила. Для недропользователей одни. Для группы компаний «Самрук» другие, для субъектов естественных монополий - третьи.
«Эти документы не проходят процедуры публичного обсуждения, согласования. Проведение экспертизы, регистрацию в органах юстиции как нормативно-правовые акты, влияющие на общественные отношения. Их разработка и утверждение отданы на откуп самим холдингам и компаниям. В системе закупок квазигоссектора практически отсутствуют механизмы контроля, не отслеживает ход их проведения и не публикуются результаты. Заявки в отдельных компаниях по-прежнему принимаются в бумажном формате», - пояснил Шпекбаев.
По его словам, предприниматели открыто отмечают о неофициальных платежах, как обязательном условии получения контрактов и подрядов в нацкомпаниях. «До 40% от опрошенных бизнесменов об этом говорят и подтверждают», - сказал он. – Коррупционные схемы, которые были организованы в АО «Байтерек Девелопмент», в Астане ЭКСПО 2017, также наглядно свидетельствуют о необходимости кардинальных пересмотров подходов по проведению закупок в квазигосударственном секторе (…)».
В качестве примера он привел уголовное дело с «Байтерек Девелопмент».
«Коррупционные преступления руководителями Байтерек Девелопмент осуществлялись длительное время на системной основе, при этом каждому из них отводилась определенная роль. Наряду с ними в преступную схему были вовлечены 13 организации, осуществляющие строительство в ряде регионов», - рассказал представитель Антикоррупционной службы.
Кроме того, Агентство провело в 2016 году внешний анализ коррупционных рисков деятельности ФНБ «Самрук-Казына». Было установлено, что при общей сумме закупок фонда проведенных в 2015 году 94% проведены способом из одного источника, что создает предпосылки коррупционных рисков в виде завышения стоимости закупаемых товаров, работ и услуг и за отсутствие конкурентной среды.
«Данный показатель превышает долю госзакупок проеденный из одного источника более чем в 2,5 раза. Если на эти цифры не реагировать, то я не знаю…. При этом в фонде нет должной системы внутреннего контроля за качеством, полнотой исполнения требований в сфере закупок. Например, не осуществляется контроль над соответствующими условиями проведения закупок способом из одного источника», - отметил Шпекбаев.
«Мы подняли проблему закупок в сфере квазигоссектора в национальном докладе, и наша позиция получила поддержку Главы государства. В рекомендательной части нашего доклада отмечена необходимость в разработке и принятия закона о закупках, регламентирующего закупки в квазигоссекоре. Ситуация с регулированием процедур закупок в рассматриваемой сфере, а точнее ее отсутствие вызывает ряд вопросов у международного экспертного сообщества», - продолжил он.
По словам А.Шпекбаева, еще одной проблемой противодействию коррупции в квазигосударственном секторе является несовершенство законодательства. Согласно Уголовному кодексу и закону о противодействии коррупции, к субъектам коррупционных правонарушений относятся исключительно лица, исполняющие управленческие функции в национальных холдингах и компаниях. Отдельные работники квазигосударственного сектора не попадают в перечень субъектов коррупционных правонарушений.
«Законодательные проблемы на практике лишают возможности органы уголовного преследования привлекать их к ответственности по коррупционным деяниям, что противоречит принципах неотвратимости наказания. Аналогичные недостатки выявлены и в административном законодательстве, - сказал А.Шпекбаев. - Таким образом, нынешняя ситуация в квазигосударственном секторе свидетельствует о наличии значительных коррупционных рисков и коллизий в законодательстве, отсутствие прозрачности, подотчетности и подконтрольности».
В связи с чем Антикоррупционная служба предлагает кардинально пересмотреть подход по проведению закупок в квазигосударственном секторе с разработкой отдельного закона и внедрение современных механизмов электронных закупок. Также согласно мировому опыту рассмотреть внедрение в квазигосударственном секторе централизованной системы закупок, обеспечивающей прозрачность при принятии решений. Этот опыт широко распространено в США, Великобритании, Дании и Южной Кореи.
«Второе, внести соответствующие изменения в уголовное и административное законодательство в части расширения круга субъектов коррупционных правонарушений. Третье, распространить нормы закона правовых актов в порядке обсуждения, принятия, регистрации, введения в действие, опубликования внутренних документов, также предусмотреть проведения и антикоррупционной экспертизы. Вы все понимаете, это непосредственно влияет на общественное отношение. С учетом этого общество должно знать, какие документы, нормативные акты принимаются в этом акционерном обществе», - продолжил он.
Также предлагается провести масштабную ревизию всех внутренних документов национальных холдингов и компаний, регламентирующих порядок расходования государственных средств путем создания специальной рабочей группы из числа представителей заинтересованных государственных органов. Необходимо предусмотреть внедрение института общественного контроля на всех этапах управления деятельности компаний квазигосударственного сектора.
«Кроме этого, в организационном плане мы предлагаем с учетом того, что сектор, действительно, закупок очень высоки коррупционные риски, с учетом этого в структурах там работающие сотрудники должны каждые два года ротироваться. Это тоже международная практика. Шестое, принять меры по проведению внешнего анализа коррупционных рисков, предусмотренных законом по противодействию коррупции в деятельности компаний квазигосударственного сектора», - заключил А.Шпекбаев.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript