Латиница – это графика технологического прогресса, науки и передовой мысли
Сегодня в университете «Туран» прошло заседание Общественного совета города Алматы по обсуждению перехода казахского алфавита на латиницу, передает Zakon.kz.
Как отметили участники мероприятия, переход на латинскую графику – очень своевременный шаг.
В своём выступлении ректор «Турана», депутат маслихата Алматы, председатель Общественного совета города Рахман Алшанов подчеркнул, что даже в Китае и Японии последнее десятилетие идёт разговор о том, чтобы перевести на латиницу китайский и японский язык, потому как иероглифы сложно читать и писать.
«В Казахстане 9 веков была арабская вязь. По идее мы должны вернуться к ней. Но время и прогресс диктуют свои законы. Вопрос перехода казахского языка на латиницу давно в нашем обществе обсуждался, искали подходы, тщательно взвешивали, учитывались все аспекты. Это не спонтанное решение. Главе нашего государства подписать такой указ, конечно, было непросто», - добавил он.
Политолог, директор Научно-исследовательского центра «Молодежь» Талгат Калиев рассказал, что из 30-ти самых развитых стран мира, 22 используют латиницу. Среди 12,5 миллионов опубликованных статей за 2005-2015 годы, 75,5% опубликовано на латинской графике, на кириллице – всего 2,4%. Это говорит о том, что латиница на сегодня – это графика технологического прогресса, науки и передовой мысли.
«Все эти годы получается так, что мы себя ограничиваем. Наши особенные буквы еще более сужают пространство. Это осложняет индексирование и кодировку в Интернете. У нас скудный выбор шрифтов, дизайнерских решений», - считает он.
По его словам, среди казахстанцев 25% - именно молодые люди. Это половина трудоспособного населения страны.
«Нам необходимо улавливать тренды, которые требует молодежь, и встраиваться в этот поток. Наша молодежь однозначно выбирает сегодня английский язык и латинскую графику, казахский язык может стать для них непривлекательным. Уровень концентрации внимания у них сейчас составляет всего 8-12 секунд. Если в первые секунды молодежь не нашла для себя ничего привлекательного, то она на этом уже концентрироваться не будет. Поэтому сегодня популярны визуальные приложения – Instagram, YouTube, а также красивая реклама. Привлекательность графики – это важно. Если мы хотим продвигать свой язык, модернизировать его, то нам крайне необходима латинская графика», - подытожил он.
Фото: zakon.kz
Автор: Екатерина Ионова