Уголовное судопроизводство в электронном формате станет возможным по всем делам
Zakon.kz
Инициированный Главой государства законопроект направлен на защиту прав и свобод человека.
О поправках в закон о модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности, который сейчас находится на рассмотрении в Мажилисе, рассказывает судья Верховного суда Л. Агыбаева - Zakon.kz.
- Лаура Арыкбаевна, какая необходимость была вносить корректировки в закон о модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности, на что конкретно они направлены?
- Президент Нурсултан Назарбаев в Послании народу «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» поставил ряд ключевых и стратегических задач по построению конкурентоспособного государства в условиях третьей волны модернизации и укреплению стратегии «Казахстан-2050». Как известно, в основе стратегии заложен План Нации «100 конкретных шагов - современное государство для всех», предусматривающий дальнейшее совершенствование правовой системы страны, целью которой является последовательная реализация основополагающих принципов уголовного судопроизводства, направленных на защиту прав и свобод человека. И это понятно, ведь при любом демократическом устройстве права и свободы граждан, а также их обязанности составляют важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности.
Исходя из конституционных положений, основной задачей государства является создание условий для ограждения от любых видов посягательств на права и свободы человека и гражданина путем использования внутренних механизмов и процедур, а также совершенствования деятельности органов, от которых зависит результаты проводимой работы.
Инициированный Главой государства проект закона о внесении изменений и дополнений по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности, свидетельствует о реализации последовательной политики государства по обеспечению верховенства права и направлен на дальнейшее повышение уровня защиты прав и свобод человека.
- Можете это объяснить на пальцах?
- Например, законопроектом предлагается срок процессуального задержания лица, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения, сократить с 72 часов до 48 часов, а в отношении несовершеннолетних - до 24 часов, что соответствует международным стандартам. Задержание лица без санкции суда до 72 часов допускается только в исключительных случаях, лишь при наличии на то предусмотренных законом оснований, перечень которых носит исчерпывающий характер.
Новеллой является и введение электронного формата уголовного судопроизводства наряду с используемым в настоящее время бумажным форматом. Таким образом, обеспечивается постепенный переход материалов уголовного дела с бумажных носителей на электронный вид. Необходимость в этом вызвана объективными факторами развития цифровых технологий и их нарастающей роли в нашей жизни.
Как вы знаете, Глава государства Нурсултан Назарбаев о Третьей модернизации объявил в Послании народу и её стержнем назвал цифровизацию. Сегодня Казахстан является одним из 15 государств мира, которое запускает комплексную программу «Цифровой Казахстан».
В дальнейшем, с инновационным развитием страны и технологическим обновлением, ведение уголовного судопроизводства в электронном формате станет возможным по всем делам. Уже сегодня в судах и правоохранительных органах ведется работа по внедрению цифровых технологий. Так, в судах республики создана полноценная система электронного правосудия, включающая информационные системы и сервисы, предоставляющие услуги населению по обращению в суды. В настоящее время более 90 процентов заявлений подаются в электронном формате, стал возможным доступ к судебным актам через интернет-ресурсы судов, запущена мобильная версия сервиса «Судебный кабинет», начал свою работу Ситуационный центр Верховного Суда. Генеральной прокуратурой разработаны IT-проекты в сфере уголовного процесса, административного дела, предпринимательства: «Е-Штрафы» и «Qamqor».
- Насколько перспективно введение электронного формата уголовного дела? Какие еще нововведения предусматривает проект закона?
- Это новшество является своевременным и необходимым шагом в развитии уголовного судопроизводства. Еще одним из нововведении законопроекта является расширение судебного контроля.
Глава государства в «Плане нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» указал на необходимость обеспечения баланса между обвинением и защитой в судах за счет поэтапной передачи следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина.
Очевидно, судебный контроль - институт, наиболее эффективно обеспечивающий соблюдение принципов справедливого уголовного процесса. Поэтому очередным шагом по обеспечению баланса между обвинением и защитой является расширение судебного контроля на досудебной стадии.
Законопроектом предлагается передать следственному судье санкционирование всех процессуальных действий, в том числе негласных следственных действий и продление их сроков. Следственный судья наделяется также новыми полномочиями: санкционирование принудительного получения образцов, освидетельствования.
Ходатайства о депонировании показаний потерпевшего, свидетеля, эксгумации, временном отстранении от должности, запрете на приближение следственным судьей будет рассматриваться в течение двадцати четырех часов, тогда как в действующем уголовно-процессуальном кодексе предусмотрен срок – трое суток.
В законопроекте в отличие от действующего порядка, предусматривается уведомление собственника, на распоряжение имущества которого лицом, осуществляющим досудебное производство в случаях, не терпящих отлагательства, устанавливается временное ограничение на срок не более десяти суток. По истечении десятидневного срока, лицо, осуществляющее досудебное производство, обязано принять решение об обращении к следственному судье с ходатайством о наложении ареста на имущество, либо о снятии ограничения на распоряжение имуществом.
- Эти правила распространяются по всем уголовным делам?
- Нет, по уголовным делам о террористических, экстремистских преступлениях, также совершенных преступной группой, либо когда имеется угроза раскрытия о проводимых по делу негласных следственных действиях, правила об уведомлении не распространяются.
Отдельно хотела бы отметить о другом виде уведомления - введение такого важного для защиты конституционных прав граждан понятия в уголовном процессе как уведомление лица о проведенном негласном следственном действии, которое будет произведено в срок, не позднее шести месяцев с момента вынесения итогового решения по уголовному делу, наделение этих лиц правом обращения в суд с заявлением о признании незаконными проведенных негласных следственных действий и правом на возмещение вреда, причиненного в результате действий органа, ведущего уголовный процесс, признанного судом незаконными.
- Как повлияет расширение судебного контроля на состязательность процесса?
- Это очень важный вопрос. Расширение судебного контроля на этапе досудебного производства является залогом процессуальных гарантий прав и свобод личности в уголовном процессе и повышения принципа состязательности. Повышение состязательности процесса – одно из основных направлений законопроекта. Состязательный тип процесса характеризуется наличием двух противоположных сторон обвинения и защиты, процессуальным равноправием сторон и наличием независимого от сторон суда.
Судебная функция по рассмотрению и разрешению процессуальных вопросов на досудебной стадии производства существенно выровняет возможности сторон обвинения и защиты, гарантирует достоверность судебных доказательств, поскольку доказательства становятся известны обеим сторонам только при состязательном способе их получения, становится реальной возможность «адвокатского» расследования.
Если, к примеру, адвокат при сборе доказательств, считает необходимым проведение по делу определенных следственных действий, он должен иметь право выбора: обратиться с ходатайством к следственному судье либо органу уголовного преследования. По существующей форме расследования, в большинстве случаев все следственные действия следователь производит по своему усмотрению. Законопроектом предлагается наделить адвоката правом непосредственного обращения к следственному судье с ходатайством о производстве органом досудебного производства следственного действия независимо от решения органа уголовного преследования. Эти меры позволят усилить состязательные процессы на досудебных стадиях уголовного процесса.
Также предлагается запросам адвокатов придать статус обязательного для исполнения документа с установлением конкретных сроков: к юридическим лицам с установлением срока в десять дней, а при рассмотрении вопросов о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей - в течение 24 часов.
- Что это даст?
- Это позволит адвокатам своевременно собрать необходимые для разрешения дела документы. Кроме того, непредставление в установленные сроки запрашиваемых адвокатом необходимых документов, материалов и сведений, требуемых для осуществления им профессиональных обязанностей, либо предоставление таких документов, материалов или сведений в неполном объеме влечет ответственность, предусмотренную ст. 668 КоАП.
Ведь, как известно, сторона защиты, равно как и сторона обвинения вправе использовать все законные средства и способы защиты и собирать доказательства.
Относительно расширения прав стороны защиты следует отметить о предлагаемых законопроектом изменений в редакцию ст.296 УПК с введением так называемого «обмена информацией», который заключается в предоставлении стороной защиты дополнительных доказательств либо другой информации органу досудебного производства в стадии завершения ознакомления с материалами дела.
Данное действие обязывает лицо, осуществляющее уголовный процесс, приобщить их к материалам дела. Оценка этим материалам, представленным стороной защиты, будет дана судом. Если представленные материалы стороной защиты свидетельствуют о необходимости продолжения досудебного производства, то лицо, ведущее уголовный процесс, может провести дополнительные следственные действия.
Таким образом, данная норма будет способствовать обеспечению полноты и всесторонности досудебного производства. Предлагается признать недопустимыми те доказательства, которыми стороны располагали на момент ознакомления с материалами дела, но были сокрыты сторонами при взаимном обмене. Исследование всех имеющих значение для дела доказательств до завершения ознакомления сторонами обвинения и защиты направлено на защиту прав граждан, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства еще на досудебной стадии. Сторона защиты наделяется правом не представлять по своему усмотрению органу досудебного расследования доказательство, имеющее особое значение, так называемое «золотое доказательство», позволяющее стороне защиты самим решать, какое доказательство она считает правильным раскрыть только в суде.
- Законопроектом впервые предлагается ввести в казахстанский уголовный процесс новую форму порядка производства - приказное производство. Расскажите, пожалуйста, об этом более подробно.
- Приказное производство – новый раздел уголовно-процессуального кодекса и его предлагают ввести для упрощения процедуры расследования уголовных дел и обеспечения экономичности процесса. Дифференциация процессуальных форм является основной тенденцией развития уголовного процесса.
Одним из направлений Концепции правовой политики РК на период 2010-2020 годы является упрощение и повышение эффективности уголовного процесса, создание оптимальной модели уголовного судопроизводства.
Нет необходимости по простым и очевидным делам проводить длительное и усложненное производство. Президент страны Нурсултан Назарбаев на совещании по вопросам деятельности Национальной комиссии по модернизации, проведенном 25 августа 2017 года сказал: «Процедуры по очевидным и малозначительным правонарушениям необходимо максимально упростить. Люди не должны месяцами ждать решений по простым делам. Решения судебных и правоохранительных органов должны быть лаконичными, ясными для понимания граждан».
Форма приказного производства позволяет в максимально короткие сроки завершить досудебное производство с направлением в суд уголовного дела по несложным уголовным правонарушениям, что минимизирует вовлечение граждан в уголовный процесс, ускорит восстановление нарушенных прав.
Такая форма уголовного процесса распространяется только на уголовные проступки и преступления небольшой тяжести, в санкциях которых законодателем наряду с другими видами основных наказаний предусмотрен штраф, а дополнительное наказание не является обязательными.
Одним из условий рассмотрения дела в приказном производстве является очевидность и бесспорность факта уголовного проступка или преступления небольшой тяжести и совершившего его лица. При этом, если подозреваемый не оспаривает доказательства по делу, правовую оценку его деяния, размер причиненного им ущерба, также исковые требования потерпевшего (если таковые будут заявлены), он вправе обратиться с ходатайством о ведении дела в форме приказного производства по его делу.
- То есть выбор формы досудебного производства решается самим подозреваемым?
- Совершенно верно. Кроме того, обязательным элементом является наличие согласия потерпевшего, гражданского истца о рассмотрении дела в порядке приказного производства. Срок приказного производства на досудебной стадии определен в проекте закона в пять суток с момента установления предусмотренных законом оснований для применения данной формы.
Основное отличие приказного производства от других видов производств заключается в отсутствии необходимости проведения судебных заседаний. Судом выносится обвинительный приговор без проведения судебного заседания с назначением только одного вида наказания - штрафа. Дело в приказном производстве рассматривается в течение трех суток с момента поступления дела в суд.
Если по делу отсутствует спор, то по таким малозначительным делам нет необходимости проводить судебные заседания, вызывать участников процесса, исследовать доказательств, которые ими не оспариваются. Подозреваемый, получив обвинительный приговор, оплачивает штраф, после уплаты штрафа считается не имеющим судимости.
Приказное производство относится к целерантному производству. Сокращается как досудебная, так судебная стадия производства, момент совершения правонарушения приближается к его разрешению и скорейшему восстановлению нарушенных прав потерпевшего. Степень общественной опасности уголовных проступков и преступлений небольшой тяжести зачастую несоразмерна затратам на их расследование. В связи с этим, внедряемый институт призван максимально упростить уголовное судопроизводство по указанной категории, что является одной из заявленных целей проводимого реформирования.
Торгын Нурсеитова
Фото today.kz
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript