По итогам аттестации почти 5 тыс. госслужащих рекомендованы к повышению - АДГСПК
Как известно, в основу Плана Нации – 100 конкретных шагов вошли пять институциональных реформ, в числе которых - формирование профессионального госаппарата. О том, как реализуется эта реформа в жизни Zakon.kz рассказали в Агентстве РК по делам по делам госслужбы и противодействию коррупции.
Напомним, первое направление Плана нации «100 конкретных шагов» составляет 15 шагов.
В рамках реализации шага 1 в республике была внедрена карьерная модель госслужбы, которая модернизировала саму процедуру поступления на госслужбу. Теперь кандидаты, впервые поступающие на госслужбу и не имеющие опыта работы, начинают свою профессиональную деятельность с низовых должностей по общему конкурсу.
По данным агентства, в текущем году на первичные ступени госслужбы поступило 5456 человек, из них 2988 – в местных исполнительных органах, 2468 – в центральных государственных органах.
В рамках реализации 2 шага законодательно закреплено поступление с учетом компетенций. Для этого введена автоматизированная система оценки личных качеств. В 2017 году оценку личных качеств прошли 14975 человек.
Для исполнения шага 3 законом «О государственной службе Республики Казахстан» внедрена трехступенчатая система отбора: для поступления на госслужбу кандидаты проходят тестирование на знание законодательства, оценку личных качеств, а также собеседование в госоргане по профильным знаниям.
Так, в первом этапе – тестировании на знание законодательства – приняли участие 33 тысячи человек, положительную оценку получили почти половина из них - 45,9% (15140 человек).
Государственными органами проведено 15781 собеседование, по итогам которых были назначены на различные должности 13436 человек.
4 шаг предусматривает обязательное требование для впервые поступающих на госслужбу - установление испытательного срока по формуле 3+3 с закреплением наставника и составлением индивидуального плана адаптации.
Испытательный срок по схеме «3+3» проходят 2226 государственных служащих. Для 52 государственных служащих испытательный срок продлен до 6 месяцев, 1 был уволен.
В рамках реализации 5 и 6 шагов совместно с министерством национальной экономики агентство внедрило новую систему оплаты труда на основе факторно-балльной шкалы.
«В отличие от действующей системы оплаты труда, она не привязана к категории занимаемой должности. Размер заработной платы будет формироваться в зависимости от сложности выполняемых задач и в сравнении с референтным рынком труда. При этом предлагаемая система значительно снизит диспропорции между центром и регионами, особенно у исполнительских должностей», - пояснили в ведомстве.
В 2018 году планируется её апробирование на примере двух государственных органов.
«По его итогам будет рассмотрен вопрос применения данной системы оплаты труда в других государственных органах», - подчеркнули в АДГСПК
В рамках 7 шага предусматривается введение региональных корректирующих коэффициентов к должностному окладу госслужащих, разработчиком которых также является министерство национальной экономики.
8 шаг предусматривает норму по обеспечению ротируемых госслужащих служебным жильем без права приватизации.
Как пояснили в ведомстве, в порядке ротации назначено 20 служащих корпуса «А», 15 - корпуса «Б».
Для исполнения шага 9 в целях систематизации профессионального развития госслужащих законом закреплено обучение госслужащих не реже одного раза в три года.
Для создания единой системы обучения государственных служащих в июне текущего года в Алматы, Алматинской и Мангистауской областях были созданы филиалы Академии.
Кроме того, постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 сентября 2017 года № 559 предусмотрено создание филиалов в остальных регионах страны.
За это время переподготовку и повышение квалификации прошли 15290 государственных служащих различных уровней.
В рамках 10 шага карьерное продвижение служащих осуществляется по внутреннему конкурсу с соблюдением принципов состязательности и при наличии опыта работы на нижестоящих должностях.
«Это позволило укрепить принцип меритократии. По итогам 14195 завершенных внутренних конкурсов на занятие вакантных должностей было назначено 6147 государственных служащих, из них с нижестоящих на вышестоящие должности – 3377 (54,9%)», - отметили в агентстве.
Для реализации 11 шага в стране была введена возможность найма в госорганы иностранных менеджеров на основании решения Национальной комиссии по кадровой политике.
Кроме того, создана правовая основа привлечения через общий конкурс специалистов из частного сектора и граждан Казахстана, являющихся сотрудниками международных организаций.
В рамках реализации 12 шага Указом Президента РК утвержден новый Этический кодекс госслужащих, регламентирующий стандарты их поведения.
Напомним, Кодекс направлен на укрепление доверия общества к государственным органам, формирование высокой культуры взаимоотношений на государственной службе и предупреждение случаев неэтичного поведения государственных служащих.
Государственные служащие должны:
- способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального согласия в стране, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана;
- быть честными, справедливыми, скромными, соблюдать общепринятые морально-этические нормы, в обращении с гражданами и коллегами проявлять вежливость и корректность;
- обеспечивать законность и справедливость принимаемых ими решений;
- обеспечивать прозрачность принятия решений, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;
- противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства, препятствующим или снижающим эффективность функционирования государственных органов;
- повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей, соблюдать установленные законами Республики Казахстан ограничения и запреты;
- своими действиями и поведением не давать повода для критики со стороны общества, не допускать преследования за критику, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей деятельности;
- не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, государственных служащих и иных лиц при решении вопросов личного характера;
- не распространять сведения, не соответствующие действительности;
- обеспечивать сохранность государственной собственности, рационально, эффективно и только в служебных целях использовать вверенную государственную собственность, включая автотранспортные средства;
- неукоснительно соблюдать служебную дисциплину, добросовестно, беспристрастно и качественно исполнять свои служебные обязанности, рационально и эффективно использовать рабочее время;
- на постоянной основе принимать меры по повышению качества оказываемых государственных услуг, всецело ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг;
- не допускать совершения проступков и иных правонарушений, за которые законом предусмотрена дисциплинарная, административная либо уголовная ответственность.
- соблюдать деловой этикет и правила официального поведения.
Внешний вид государственного служащего при исполнении им служебных обязанностей должен способствовать укреплению авторитета государственного аппарата, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность и аккуратность.
Государственные служащие не должны использовать служебное положение и связанные с ним возможности в интересах общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций, в том числе для пропаганды своего отношения к ним.
Госслужащие, в том числе занимающие руководящие должности, не могут открыто демонстрировать свои религиозные убеждения в коллективе, принуждать подчиненных служащих к участию в деятельности общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций.
По информации агентства, во всех центральных государственных органах и акиматах областей определены уполномоченные по этике.
С начала года к уполномоченным по этике обратились и получили консультации 578 государственных служащих и граждан, в том числе в центральных государственных органах – 112, в местных исполнительных органах – 466 человек.
Было проведено 1200 семинаров и круглых столов по разъяснению Этического кодекса и антикоррупционного законодательства, в том числе в центральных государственных органах – 811, в местных исполнительных органах – 389. В целом размещено 987 публикаций и телевизионных сюжетов в СМИ.
В рамках 13 шага был принят закон «О противодействии коррупции», который распространен также и на квазигосударственный сектор.
В частности, закон предусматривает, что лица, занимающие ответственную государственную должность, а также уполномоченные на выполнение государственных функций, и лица, приравненные к ним (за исключением кандидатов в Президенты РК, депутаты Парламента или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборных органов местного самоуправления), должностные лица не могут занимать должности, находящиеся в непосредственной подчиненности должностям, занимаемым их близкими родственниками или супругом, а также свойственниками.
Как предусматривает закон, за нарушение этой статьи, если они добровольно в течение трех месяцев с момента обнаружения его не устранят, подлежат переводу на должности, исключающие такую подчиненность, а при невозможности такого перевода один из этих служащих подлежит увольнению с должности или иному освобождению от указанных функций.
В этой связи в структуре Агентства был создан Департамент антикоррупционной политики, основными направлениями работы которого являются: антикоррупционный мониторинг; анализ коррупционных рисков; формирование антикоррупционной культуры. Кроме того, было образовано Национальное бюро.
В соответствии с 14 шагом закон «О государственной службе Республики Казахстан» распространяется и на сотрудников правоохранительных органов.
Теперь кандидаты в правоохранительные органы, как и госслужащие, проходят тестирование в Агентстве - на знание законодательства и оценку личных качеств.
«В тестировании на знание законодательства с начала года приняло участие 23010 граждан, впервые поступающих на правоохранительную службу, из которых положительную оценку получили 41,4% (9523 человек). Оценку личных качеств прошли 9345 человек», - сообщили в ведомстве.
В рамках исполнения 15 шага Плана нации в этом году была проведена аттестация административных государственных служащих корпуса «Б», которая послужила логическим продолжением первой институциональной реформы по формированию современного государственного аппарата.
За весь период аттестацию прошли 65778 служащих.
«По итогам аттестации 4773 (7,3%) человека рекомендованы к повышению, 60140 (91,4%) соответствуют занимаемым должностям, к понижению в должности рекомендованы 726 (1,1%), к увольнению 139 (0,2%). До конца 2017 года аттестацию пройдут 920 служащих, не прошедших ее по уважительным причинам (учебный отпуск, отпуск без сохранения заработной платы или отсутствие на работе вследствие заболевания)», - заключили в АДГСПК.
Как отмечала заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Айгуль Шаимова, к примеру, интервью со служащими позволило выявить ряд основных закономерностей и тенденций.
В первую очередь имеются отличия в степени развития компетенций у служащих центральных и региональных уровней. Так, по ее словам, у служащих республиканского уровня наиболее развиты компетенция принятия решения и ориентация на потребителей услуг.
«Иначе говоря, работники министерств отличаются способностью всесторонне обследовать ситуацию, принимать оптимальные решения с учетом интересов и нужд граждан. У работников местных государственных органов выражены компетенции стрессоустойчивости и информирования потребителя услуг. Это означает, что служащие регионального уровня умеют сохранять работоспособность в сложных ситуациях и всесторонне взаимодействовать с получателями услуг», — поясняла А. Шаимова.
Она также обращала внимание на определенную закономерность, когда работники и центрального, и местного уровня недостаточно проявляют компетенцию саморазвития и не повышают свои профессиональные навыки.
Поэтому, отмечала зампред, академия государственного управления уже сейчас приступила к разработке специальных программ обучения. Они будут дифференцированы в зависимости от уровня управления, от уровня занимаемой должности каждого служащего. Она также будет распределена на три блока. То есть развитие компетенций у служащих низкого звена, служащих среднего звена и служащих руководящего состава.
«В целом указанные отличия качеств между служащими центра и регионов также этот объясняются возложенными на них задачами. Служащие центров в основном выполняют регулятивные функции, а местного уровня — реализационные», — указала А. Шаимова.
Также, по ее словам, отличается и качественный состав служащих. Так, по данным агентства, средний возраст в центральных государственных органах составляет 39 лет, а в регионах - 46 лет.
«В ходе аттестации выявлено, что не всегда соблюдаются требования о ротации служащих. Мы установили, что в некоторых территориальных подразделениях в центральных государственных органов отдельные должностные лица занимают свои должности более 10 лет. В отношении этих государственных служащих рекомендована ротация. Также в ходе собеседования сложилось впечатление, что некоторые руководители на местах ограничиваются механическим выполнением функциональных обязанностей, исходя из поручений вышестоящих госорганов, - поясняла А.Шаимова. - При этом без понимания стратегических документов страны, которые имеются на сегодняшний день. Соответственно по таким руководителям принято решение о понижении в должности».
Фото: informburo.kz