Как в РК реализуется План нации в системе образования
В Министерстве образования и науки РК рассказали, как реализуется План нации «100 конкретных шагов» в образовательной сфере, сообщает Zakon.kz.
Так, по третьему направлению «Индустриализация и экономический рост» Плана нации министерство образования и науки реализует 5 шагов (64, 76, 77, 78, 79 шаги).
Шаг 64 предусматривает разработку закона «О коммерциализации результатов научной и (или) научно- технической деятельности», содержащего механизмы финансирования работ по внедрению инноваций в производство. Переориентация структуры научных грантов и программ на нужды государственной программы индустриально-инновационного развития»
Как ранее пояснял министр образования и науки Ерлан Сагадиев, одной из основных проблем развития науки в республике является низкий прикладной характер и низкая коммерциализация результатов работ ученых.
«Проблема была настолько серьезная, что был разработан и принят новый закон, который сейчас работает. Он предполагает, что на этапе подачи заявок мы просим, чтобы ученые имели компанию, предприятие, бизнес, университет, который софинансирует этот проект. Изначально мы хотим видеть, что этот проект уже кому-то нужен, прежде чем государство в него вкладывает деньги. Работа проведена большая, хорошо откликнулось наше научное сообщество, бизнес», - сообщил министр.
Как отметил Сагадиев, сейчас из более чем 70 грантовых проектов софинансирование имеют все 67.
По данным ведомства, в 2016-2017 годах проведено 4 конкурса на грантовое финансирование проектов коммерциализации (отобрано 142 проекта). В рамках Проекта Всемирного банка предусмотрены и другие стороны стимулирования, развития результатов коммерциализации. Завершен прием заявок на конкурс по грантовой программе «Консорциумы производственного сектора» - подано 45 заявок, в том числе 17 заявок на создание научных центров сотрудничества и 28 – на технологические консорциумы. Разрабатывается грантовая программа для поддержки существующих офисов коммерциализации технологий в вузах и открытие офисов технологического ускорения за рубежом.
Для осуществления данной задачи также было подписано Соглашение о займе между Республикой Казахстан и МБРР, которое было ратифицировано 2 февраля 2016 года. Его цель - стимулирование продуктивных инноваций является проведение высококачественных актуальных для страны исследований и коммерциализации технологий. Проект состоит из 5 компонентов.
Первый компонент – это предоставление грантов. В рамках этого компонента будет выделено 30 млн долларов, средства пойдут на финансирование внедренческих проектов.
Сумма финансирования на один проект составит около 400 тыс. долларов сроком на 3 года. Целью является выведение готовых научных идей на уровень создания опытных и пилотных производств. В результате реализации этого компонента в Казахстане в течение 3 лет будет создано 100 новых инновационных производств, ориентированных на рынок, на производство конечной продукции.
Другой компонент предполагает подготовку квалифицированных кадров.В частности, выделены средства для финансирования грантов для PhD-исследователей, молодых докторантов, которые в рамках этих проектов будут готовить свои диссертации.
Кроме того, 35 млн долларов пошли на софинансирование создания консорциумов между университетами, НИИ и казахстанскими предприятиями.
Шаг 76 - Повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР. В 2017 году Казахстан стал полноценным участником Комитета по образовательной политике ОЭСР.
В результате в республике проходит поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности.
Внедряется подушевого финансирования в старшей школе, создается система стимулирования успешных школ».
Схема 12-летнего образования вводится до 2020 года по принципу 0 класс + 11 классов. Суть 12-летнего обучения состоит во внедрении единой типовой образовательной программы для предшкольного класса, то есть нулевого класс.
Как известно, с 1 сентября 2017 года ученики 1, 2, 5 и 7 классов обучаются по обновленному содержанию. Более 70 тыс. учителей начальной и основной школ повысили квалификацию для работы в условиях обновленного содержания.
Согласно закону «Об образовании» теперь на обучение в 1 класс дети принимаются с шести или семи лет».
С 2016 года внедрена система критериального оценивания. Кроме того, апробация подушевого финансирования ведется в 73 школах в 5 областях (Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, ВКО, ЮКО) и городах Астана и Алматы.
В связи с чем были внесены поправки в закон «Об образовании» в части подушевого финансирования.
С 2019 года планируется внедрение подушевого финансирования во всех полнокомплектных школах. Разработаны макеты новых учебников для 3, 6, 8 классов (проекты учебников размещены на сайте Центра «Учебник» для публичного обсуждения). Параллельно авторами учебников во всех регионах республики проводится работа по обсуждению макета учебников с учительской общественностью.
В 2018-2019 годах планируется разработка и утверждение учебных программ для 3, 4, 6, 8, 9 ,10 ,11 классов. Как отметили в министерестве, по итогам реализации шага к 2020 году планируется завершить полный переход к обновленному содержанию.
Шаг № 77 включает в себя подготовку квалифицированных кадров в десяти ведущих колледжах и десяти вузах для шести ключевых отраслей экономики с последующим распространением опыта в других учебных заведениях страны.
Приказом министерства был утвержден План развития базовых университетов и колледжей для обеспечения квалифицированными специалистами проектов Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы.
В системе ТиПО определены 10 базовых колледжей (Западно-Казахстанский индустриальный, Костанайский политехнический, Актюбинский политехнический, Темиртауский политехнический, Мангистауский политехнический, Жамбылский политехнический, Кызылординский аграрно-технический колледж им. И.Абдукаримова, Алматинский колледж энергетики, Высшая техническая школа (г.Кокшетау), Аграрный колледж ( Шымкент).
По данным ведомства, в 90 колледжах внедрены 53 новых образовательных программ. 9 тыс. ИПР прошли курсы повышения квалификаций по новым технологиям обучения. 4 колледжа прошли международную аккредитацию (Алматинский колледж энергетики, Темиртауский, Жамбылский, Костанайский политехнические колледжи).
Между тем, реализуются стартап проекты по повышению функциональных IT компетенций студентов, «Инженеры будущего» и 3D проектированию и моделированию.
Заключены 5 517 трех-четырехсторонних договоров и соглашений о сотрудничестве с 2 269 предприятиями, из них 170 с 10 базовыми колледжами.
Как отметили в министерстве, с учетом потребности проектов ГПИИР увеличен госзаказ на подготовку кадров с ТиПО на 21 тыс. мест, в том числе в 10 ,базовых колледжах на 475 мест. Обучены 248 внештатных тренеров базовых колледжей. С сентября 2017 года в 100 колледжах страны внедряются образовательных программ по 34 специальностям.
Базовыми вузами совместно с экспертами зарубежных вузов-партнеров и 114 предприятиями ГПИИР разработано 47 инновационных образовательных программ.
На основе инновационных образовательных программ подготовлены 1 817 магистров, из них на предприятиях ГПИИР трудоустроено 1 650 (91%). Продолжают обучение 2 800, планируется прием 3 500 магистрантов. Кроме того, с этого года началась реализация программ на английском языке.
Полная реализация шага ожидается к 2020 году.
Шаг № 78 предусматривает поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности вузов с учетом опыта Назарбаев Университета. Трансформация частных вузов в некоммерческие организации в соответствии с международной практикой.
В Мажилис был внесен законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений». Расширена академическая самостоятельность вузов в бакалавриате до 65%, магистратуре – 70%, докторантуре – 90 %. 4 вуза были преобразованы в НАО. Организованы семинары по обучению членов корпоративных органов управления вузов в 5 городах (Астане, Актобе, Шымкенте, Алматы и Усть-Каменогорске) для вузов г. Астаны, центрального и северного регионов страны. Во всех государственных вузах созданы наблюдательные советы.
Кроме того, в национальных и государственных вузах создаются службы внутреннего аудита (утверждены Положения о Службе внутреннего аудита и проводится отбор аудиторов).
Утверждены новые правила назначения ректоров. Выбраны 17 ректоров государственных вузов
Согласно закону «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования» предусмотрены нормы по расширению академической самостоятельности вузов с особым статусом. п.п. 17-1 «Особый статус высшего учебного заведения – особый режим функционирования организации образования, предоставляющий право самостоятельного определения содержания образования и организации образовательной деятельности, предусмотренный законодательством Республики Казахстан.
В рамках шага 79 происходит поэтапный переход на английский язык обучения в системе образования – в старшей школе и вузах.
Главная цель – повышение конкурентоспособности выпускаемых кадров и рост экспортного потенциала образовательного сектора.
Для преподавания на английском языке с сентября 2019 года в старших классах определены 4 предмета («Физика», «Химия», «Биология», «Информатика»).
Начался масштабный пилот с участием более 1,5 тыс. учителей-предметников, которые начали преподавать на английском языке. Более 12 тыс. учителей предметников проходят повышение квалификации по английскому языку.
Все вузы страны переводят 30% базовых и профилирующих предметов на английский язык. АОО «НИШ» ведется разработка учебников и УМК естественно-научного цикла на английском языке.
Адаптированы под ГОСО РК и прошли экспертизу учебники по естественным предметам британских издательств Cambridge University Press, Pearson Longman по предметам биологии, физики, химии на английском языке как дополнительные пособия и УМК
В 2018-2020 годы планируется повышение квалификации 11 000 учителей-предметников для преподавания на английском языке. Обязательное трехъязычное предметное преподавание начнется с 1 сентября 2019 года. Полная реализация шага ожидается к 2020 году.