Гастарбайтеры: Чтобы не взвились черным дымом в небо…
Страшная, леденящая душу трагедия произошла 18 января в Актюбинской области на трассе Шымкент – Самара: во вспыхнувшем пассажирском автобусе «Икарус» заживо сгорели 52 человека. Все погибшие – мужчины, граждане Узбекистана. Самому старшему было 49 лет, самому младшему – 18. Среди них были родные братья, отец с сыном... Все они ехали на заработки в Россию в Казань – Zakon.kz.
По официальной версии, пожар возник из-за неосторожного обращения с огнем. Как сообщалось в СМИ, в автобусе было очень холодно, двигатель заглох, и люди грелись паяльной лампой. Вспыхнувший пожар за считанные минуты унес жизни всех, кто находился в салоне.
Эти люди ехали в чужие края в поисках хлеба насущного, у каждого из них остались дома жена, дети, родители…
Я очень уважительно отношусь к братьям-узбекам – трудовым мигрантам. Они очень добросовестные, трудолюбивые, благодарные, держат свое слово и стараются полностью выполнить тот объем работы, который им поручают. Причем делают это от души, как будто лично для себя. Я в этом убедилась, когда в 2007-м году женился мой сын, и мне нужно было срочно, за 1,5 месяца до свадьбы, произвести капремонт в большой квартире.
Я кинулась искать подходящую бригаду, но не могла найти, то в цене не могли сойтись, то по срокам неувязка была. И вот мне родственница посоветовала одну бригаду. Ребята, говорит, из Узбекистана, «знакомые моих знакомых, очень хорошо делают ремонт, мне тоже делали, я довольна, и берут недорого».
Я встретилась с их бригадиром, тоже из Узбекистана, самым главным их агашкой, и поскольку мне их рекомендовали «знакомые наших знакомых», он, во 1-х, согласился сделать мне ремонт, во 2-х, готов был максимально снизить сумму, хотя и так не задирали цену. Я говорю: «Скидку делать мне не надо, я оплачу, как положено, только пусть ваши ребята сделают мне ремонт за месяц и качественно, чтобы потом ничего не пришлось переделывать». Так и договорились.
На другой день он привозит мне двух ребят, ровесников моего сына, 22-летних Шарзота и Фархада, неженатых еще. Если честно, я сначала даже расстроилась, что слишком молодые ребята. Судя по своему сыну, который никогда ремонтными делами не занимался, думаю, вряд ли они справятся. Но искать уже времени не было, и я думаю, была-не была, поехали!
Ребят я оставила у себя, выделила им одну комнату, объяснила, что нужно сделать, и они сразу же приступили к работе. Скромные, красивые, доброжелательные, улыбчивые, они были абсолютно неприхотливы, что сваришь, то и кушают и еще благодарят, говорят, очень вкусно. За еду я с них не удерживала, кормила бесплатно, причем никаких ограничений в еде не было. Мои девочки с утра готовили полный казан еды на всех, и я говорила ребятам: "Ешьте, сколько хотите и когда захотите, в любое время, хоть днем, хоть ночью, не стесняйтесь".
Они нам очень понравились. Как проснутся - умоются, позавтракают и за работу. В обед пообедают, передохнут и опять за работу. Вечером то же самое. Один из них – Фархад любил при этом напевать. Ложились поздно, не раньше 12-ти, поэтому утром я их не будила, они сами вставали, но опять же, не позже 8-и.
Иногда вечером пораньше заканчивали свою работу, кушали, принимали душ и испрашивали у меня разрешения: «Можно, мы пойдем на улицу, погуляем, в парке посидим». Я разрешала, но говорила, будьте осторожны, и давала им немного на мороженое и прохладительные напитки. И если они отпрашивались до 10-ти, то в 10 и приходили, не позже. Когда я покупала сыну носки, майку, футболку, заодно покупала и им, и они были очень довольны.
Но главное, они все делали очень качественно, на совесть, как немцы. Было видно, что они с детства привыкли к труду, всё у них спорилось, всё ладилось, они всё умели делать, и я просто не могла нарадоваться.
И они не просто делали, но и советовали, какие материалы лучше брать и где брать, где дороже, где дешевле.
За месяц они мне полностью отремонтировали квартиру, поменяли буквально всё, начиная от обоев, линолеума и кончая укладкой кафеля. Параллельно делали кучу неоговоренных, непредусмотренных работ – заделывали дверные косяки, оконные проемы после того, как мы их заменили, устанавливали новую сантехнику, вешали новые люстры, прибивали всякие полки в ванной, на кухне, ездили с нами на строительный рынок и т.д. Я уж не говорю о том, что каждый вечер выносили за собой весь строительный мусор и протирали полы. И если оговоренные изначально деньги я отдавала каждую неделю их бригадиру, как мы и договаривались (а он потом сам выдавал им зарплату), то за все эти непредусмотренные работы отдавала им самим - Шарзоту и Фархаду, хотя они и не просили заплатить им за это, выполнить сопутствующую работу для них было как само собой.
Ребята закончили ремонт за две недели до свадьбы, и мы еще успели завезти и поставить новую мебель. И когда мы в последний вечер сидели с сыном и разговаривали, я говорю: «Вот ребята молодцы, всё успели сделать за такой сжатый срок, да еще качественно, добросовестно, я очень довольна, а ведь так переживала, боялась, что не успеем». Мой сын сказал: «Мама, может, еще дадим Шарзоту с Фарой, ты же сама говоришь, что отлично сработали. Давай дадим им 500 долларов, ради Аллаха, пусть это будут их личные деньги». Я так и сделала. Поблагодарила их от души и сказала, это вам от нас подарок. Они так обрадовались и сказали, что по 200 долларов отправят своим мамам в Узбекистан и по 50 долларов оставят себе. Я у них спросила, на сколько вашим семьям хватят 200 долларов? Они сказали, на месяц.
И еще мы с сыном отдали им всякие рабочие инструменты, которые покупали для ремонта квартиры, в т.ч. электрокафелерезку. Нам они уже были не нужны, а им пригодятся.
С тех прошло много лет, но я всегда, когда вспоминаю этих ребят, благодарю их и прошу Всевышнего, чтобы у них все было хорошо.
Давайте всегда будем по-человечески, участливо относиться к гастарбайтерам, по мере возможности создавать им нормальные условия, помогать им, если они в этом нуждаются. Ведь они нам тоже помогают, ремонтируя и строя по вполне доступным ценам нам дома и всё другое.
Для сравнения. В 2013 году я купила себе другую квартиру, и нужно было сделать капремонт. Моих узбеков в тот момент в Казахстане не было, сказали, они в России. В одной из рекламных газет я нашла бригаду. Они приехали, оценили, попросили аванс. Дала. Они запили, так и не начав ремонт. Две недели не выходил из запоя. Я от них отказалась, потребовала вернуть аванс. Бригадир вернул чисто символическую сумму, остальное обещал вернуть в скором времени, но так и не вернул, исчез. После этого я побоялась нанимать еще кого-либо, и ремонт мне сделали племянники.
Если бы у сгоревших в автобусе узбекских рабочих были бы соответствующие условия труда, продуманная безопасная система перевозки, технически исправный транспорт, в конце концов элементарное участие, сопереживание тех, кто в это время проезжал мимо них и видел, что автобус стоит, люди мерзнут, и помогли бы, то такая трагедия не случилась бы, и не взвились бы они черным дымом в небо...
Каждый из нас, кто пользуется услугами трудовых мигрантов, может вложить частичку своей души в то, чтобы хоть как-то облегчить им жизнь, когда они находятся на заработках, достойно платить, следить за безопасностью жизни и здоровья. Ведь мы все люди…
Торгын Нурсеитова
(Фото bankitb.ru, islam.ru, patrul.kz)
Все новости по теме читайте здесь.