Правительство России поменяет требования пожарной безопасности после пожара в ТЦ
Надзор за пожарной безопасностью в России после трагедии в Кемерово нужно «системно менять» — в частности, расширить полномочия МЧС, считают в самом министерстве. О существующих пробелах в государственном пожарном надзоре рассказал замминистра Сергей Кададов во вторник, 27 марта, на заседании проектного комитета по реформе контрольно-надзорной деятельности в Доме правительства, передает корреспондент РБК.
Новые требования нужно разработать оперативно и внести в законодательство, сказал министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов — он курирует в правительстве реформу контроля и надзора. В частности, Абызов предлагает запустить онлайн-мониторинг систем пожарной безопасности на крупных объектах, чтобы можно было в реальном времени следить за состоянием систем оповещения и пожаротушения.
Выводы о причинах трагедии делать пока рано, «никаких поверхностных метаний и шараханий здесь быть не должно», подчеркнул министр. «Тем не менее я прошу два наших ведомства, которые напрямую связаны с произошедшим в части надзора, — это МЧС и Минэкономразвития, — дать свои предложения в части вопросов управления рисками в будущем, которые необходимо учесть в нашем новом законе о госконтроле, который сейчас будет проходить в Госдуме второе чтение», — сказал Абызов.
Мониторинг в реальном времени
Одной из причин гибели людей при пожаре в Кемерово стали закрытые аварийные выходы в ТЦ «Зимняя вишня». Такие нарушения, как запертые эвакуационные пути, относятся к «режимным», сказал замглавы МЧС, соблюдение этих требований сейчас невозможно контролировать в реальном времени. Даже при внеплановой проверке орган пожарного надзора вынужден уведомлять собственников и всех арендаторов как минимум за сутки до прихода инспекторов. По словам Кададова, за это время можно подготовиться к проверке с точки зрения режимных требований, но с уходом инспекторов «все вернется на круги своя», если бизнесу по какой-то причине выгодно не соблюдать эти требования.
«Все эти торговые центры, которые на сегодняшний день в большинстве своем в том же состоянии, как и кемеровский, — с закрытыми перегороженными путями, за сутки приведут все в порядок, запустят систему, которая может им мешает в повседневной жизни, покажут, что все работает, с уходом инспектора вернут все на круги своя», — рассказал замглавы МЧС.
Эту проблему можно решить, включив системы онлайн-мониторинга за пожарной безопасностью в правила строительства крупных объектов, считает Абызов. «Нам надо искать режимы, по которым мы могли бы осуществлять постоянный мониторинг состояния систем пожарной безопасности за счет цифровизации», — сказал министр. «Мы живем в 21 веке, говорим про цифровую экономику. Надо предусмотреть такие требования, чтобы мы могли в дистанционном режиме видеть, включена ли система пожарной безопасности. Нужны элементы простейшего компьютерного мониторинга использования всей противопожарной цепи. Сегодня телеметрия нам все эти возможности дает», — предлагает Абызов. По его словам, такие системы не будут стоить слишком дорого.
«Это не надо делать по всем объектам. По 100-тысячникам, по 50-тысячникам (площадь объектов в квадратных метрах. — РБК) мы могли бы включить эти требования в правила их строительства. Издержки там небольшие. И вы (контрольно-надзорные органы. — РБК) бы не раз в год туда приходили, а каждый день, каждую минуту видели бы на мониторе потоковую информацию о состоянии противопожарных систем», — подчеркнул он.
Вернуть полный контроль МЧС
МЧС предлагает усилить пожарный надзор за многофункциональными комплексами с массовым скоплением людей: проверки таких объектов нужно проводить не реже одного раза в год, заявил Кададов. «Мы уже приняли решение, что в отношении многофункциональных комплексов будем менять степень риска и периодичность [проверок]. На таких многофункциональных сложных объектах, с этажностью, которые представляют собой объекты массового скопления людей, <...> мы должны быть обязательно не реже раза в год», — сказал замглавы МЧС.
Он подчеркнул, что такие проверки должны вестись независимо от надзорных каникул, которые с 2016 года действуют для малого бизнеса. «Даже если [надзорные] каникулы будут, то мы могли бы все осуществлять», — сказал Кададов.
С 2007 года МЧС не участвует в пожарном надзоре на этапе проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий — эти аспекты находятся в ведении государственного строительного надзора. До конца 2006 года все вопросы пожарной безопасности на всех этапах контролировало МЧС, а сейчас государственный пожарный надзор «приходит» на объект только после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
«Даже если предположить, что инспектор без запрета на каникулы вошел бы в этот торговый центр, то сегодня те нарушения капитального характера, которые были допущены при строительстве, он не смог бы устранить, потому что ему была бы предъявлена проектная документация, согласованная Госэкспертизой и Госстройнадзором. Он бы просто написал рекомендацию и ушел, все замечания касались бы режимного характера», — объяснил Кададов. Он сообщил, что МЧС будет выходить с инициативой вернуть пожарный надзор на этапе проектирования и строительства зданий. Абызов согласился, что этот вопрос нужно проработать.
Приоритет объекту, а не юрлицу
Еще одна проблема, которую высветила трагедия в Кемерово, — несоответствие между объектом, на который должен быть нацелен контроль и надзор (например, торговый центр), и юридическими структурами, которые владеют или управляют объектом. МЧС сталкивается с тем, что в торговых центрах большое количество арендаторов, каждый из которых может быть ИП или малым бизнесом (соответственно, на такие лица распространяются надзорные каникулы). Закон о защите прав юридических лиц не позволяет планировать проверки в отношении объекта — только юрлица.
По мнению Абызова, необходимо ввести двойную систему классификации поднадзорных субъектов: по сложности объекта, его классу опасности и по виду объекта с точки зрения принадлежности и размера предприятия. «Для пожарного надзора, конечно, приоритетом должен являться объект защиты, его сложность, его риск. Риск объекта первичен по отношению к юридическому статусу тех, кто этим объектом пользуется», — сказал министр.
Минэкономразвития все равно считает, что надзорные каникулы должны быть продлены до конца 2022 года, как недавно предложили в правительстве. «Что касается продления надзорных каникул, то мы занимаем последовательную позицию и сейчас еще раз подтверждаем, что мы считаем, что должен быть риск-ориентированный подход. То есть освобождение от контроля не потому, что это малый бизнес, а потому что у тебя низкие риски — это приоритет», — сказал на том же заседании заместитель министра экономического развития Савва Шипов. Дальнейшие меры по усилению надзора на опасных объектах вне зависимости от форм бизнеса будут обсуждаться на этой неделе с руководителями всех деловых объединений, сообщил Абызов.
Автор: Юлия Старостина.
При участии: Антон Фейнберг