Государство стимулирует законные браки
В Астане состоялось оглашение нормативного постановления Конституционного Совета о проверке конституционности пункта 5 статьи 47 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» по представлению Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Карагандинской области, сообщает Zakon.kz.
Как сообщалось ранее, поводом для обращения стало находящееся в производстве суда гражданское дело о взыскании алиментов на содержание новорожденного ребенка и денежных средств на содержание его матери.
Межрайонный суд усмотрел ущемление закрепленных Конституцией Республики прав человека и гражданина в связи с противоречием пункта 5 статьи 47 Кодекса пункту 2 статьи 14 и пунктам 1 и 2 статьи 27 Конституции Республики Казахстан, согласно которым никто не может подвергаться какой-либо дискриминации, материнство и детство находятся под защитой государства. В связи с чем, суд в соответствии со статьей 78 Конституции приостановил производство по гражданскому делу и обратился в Конституционный Совет с представлением о признании неконституционным пункта 5 статьи 47 Кодекса в части ограничения срока материального содержания женщины, родившей ребенка вне брака, дородовым и послеродовым периодом.
Конституционный Совет, изучив предмет обращения, установил, что спорящие стороны не состоят в законном браке. Ответчик в добровольном порядке не признал свое отцовство в отношении ребенка и не оказывает материальной поддержки ребенку и его матери. В связи с чем, истица обратилась в суд, в том числе с требованиями предоставления ей содержания ответчиком до достижения общим ребенком трехлетнего возраста.
При проверке конституционности указанной нормы Кодекса Конституционный Совет исходил из следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конституции Республика Казахстан утверждает себя социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
По мнению Конституционного Совета, дифференциация права женщины на получение содержания от мужчины в период ее беременности, рождения ребенка и в последующее время в зависимости от наличия или отсутствия между ними брачных взаимоотношений обоснована и связана с реализацией государством своих обязательств по защите института семьи, основанной на браке.
Конституционный Совет полагает, что конституционные цели социальной политики Республики Казахстан направлены на создание условий, гарантирующих полноценное физическое и духовное развитие детей, в том числе путем государственной поддержки семьи, материнства и детства, а также обеспечения выполнения родителями обязанностей по заботе о детях и их воспитанию.
Таким образом, Конституционный Совет признал, что оспариваемая норма Кодекса не является дискриминационной и соответствует Конституции.
Тем не менее, признавая конституционность пункта 5 статьи 47 Кодекса, Конституционный Совет отметил недостаточность использования в рассматриваемых законодательных положениях конституционно-правового смысла и потенциала Основного Закона в согласовании прав и обязанностей отца, а также нуждающихся в особой защите матери и ребенка.
Конституционный Совет полагает, что взыскание с отца ребенка денежных средств на содержание женщины, в том числе не состоящей с ним в браке, является одним из способов реализации конституционных положений о защите материнства и детства. Ребенок и его мать, независимо от ее семейного положения, нуждаются в специальной защите, в том числе материальной поддержке.
В свою очередь, это предполагает установление эффективных правовых механизмов, посредством которых максимально обеспечивалось бы сохранение необходимого уровня жизнеобеспечения как ребенка, так и матери.
Кроме того, Конституционный Совет обратил внимание на необходимость раскрытия в законодательстве предусмотренных в пункте 5 статьи 47 Кодекса понятий «дородовой период» и «послеродовой период» и их временных рамок.
На основании изложенного, Конституционный Совет Республики Казахстан рекомендовал Правительству Республики Казахстан с целью более полного обеспечения прав и свобод матери и ребенка рассмотреть вопрос об инициировании поправок в Кодекс «О браке (супружестве) и семье».
Нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики.