О Ержане Татишеве рассказали друзья и коллеги
22 апреля 2018 года покойному председателю Банка Туран Алем Ержану Татишеву исполнился бы 51 год. 19 декабря 2004 года его убили выстрелом в голову во время охоты на волков в районе станции Отар Жамбылской области. Для того чтобы суд признал, что это всё-таки было убийство, понадобилось 14 лет. 16 февраля 2018 года стало известно, что Муратхан Токмади полностью признал вину в убийстве Ержана Татишева. В эфире телеканала КТК он рассказал подробности убийства, сказав, что его заказчиком был Мухтар Аблязов. Informburo.kz поговорило с друзьями и коллегами Ержана Татишева, и они рассказали о его значении, дне убийства и деградации банковской системы.
5 апреля семья Ержана Татишева опубликовала в СМИ обращение, в котором она говорит о своих эмоциях по поводу приговора Муратхану Токмади и выражает надежду, что все виновные и причастные к убийству лица будут наказаны.
"Ержан живёт в наших сердцах. Сегодня, когда приговор уже вступил в силу, а преступники признали свою вину, мы хотим сказать спасибо людям, которые так же, как мы, верили в правосудие и поддерживали нас в этой борьбе. Эта борьба длилась 14 лет, и справедливость победила. Нам было тяжело, – говорится в обращении. – Нам было тяжело и больно, когда чудовищные преступления прятали за могуществом и деньгами, скрывали за политикой. Но всегда находились люди, которые так же, как мы, верили в силу закона и бились за правду. И возмездие свершилось в рамках честного расследования и открытого, справедливого судебного процесса. Никто не сможет уйти от наказания за свои злодеяния. Сегодня, спустя много лет, мы знаем и верим, что все лица, причастные к преступлениям против Ержана, будут наказаны. Без исключения. Эта вера не вернёт нам нашего сына, брата, мужа и отца, но чувство справедливости даёт нам силы жить с болью утраты. Мы хотим обратиться ко всем людям, которые сегодня ищут правосудия. Не останавливайтесь. Добивайтесь. Боритесь за справедливость даже тогда, когда никто не будет в неё верить. Это – единственное, за что стоит бороться. Семья Татишевых".
Позднее брат покойного Еркин Татишев прокомментировал заявление от имени семьи: "Настоящего расследования нам пришлось ждать 14 лет, но я считаю его честным".
Бывший заместитель председателя Банка Туран Алем Арсен Сапаров, комментируя заявление семьи Татишева, сказал, что поддерживает его.
"Мы точно так же все эти годы переживали. Нам было важно понять, что всё-таки произошло 19 декабря 2004 года, – говорит Арсен Сапаров. – Конечно, мы не были вовлечены активно в процесс выяснения того, что случилось. Когда был первый суд в 2005 году, мы, конечно, были удивлены, что никто не понёс ответственности. Столько лет не было известно, правда или нет. Те, факты, которые вскрылись в последние годы, мы всего этого не знали".
Арсен Сапаров говорит, что ему сложно судить о приговоре суда по делу Токмади: "Но учитывая выводы экспертов, которые говорили о том, что то ружьё не могло самопроизвольно выстрелить, у нас нет оснований сомневаться в словах специалистов".
В зале кафе на новом Арбате в Алматы собрались бывшие коллеги Ержана Татишева. После его убийства они каждый год собираются на день его рождения, чтобы помянуть друга и бывшего руководителя.
"Семья, друзья и менеджеры банка справляли день рождения Ержана даже в первый год после его смерти. Мы решили, что Ержан с нами и мы как бы отмечаем его день рождения", – говорит один из пришедших Садвакас Мамештеги.
То, что происходило в БТА после 2004 года перевело в статус подследственных многих. Среди тех, кто пришёл вспомнить то, что было до прихода в БТА Аблязова и до серии арестов и уголовных дел, есть и те, кого непосредственно затронула эта история. Но сегодня они не хотят об этом говорить.
Садвакас Мамештеги был заместителем председателя правления БТА с 1999 по 2004 год. Он прошёл через суд, ему ещё некоторое время нельзя заниматься банковской деятельностью. Но как он сам признался, у него на сегодняшний день и нет особо энтузиазма к этому.
"На меня действует ограничение: не занимать какие-либо позиции в банковской сфере, – говорит Садвакас Мамештеги. – Но в банковскую среду возвращаться, если честно, пока не хочется. Что больше всего обидно, это то, что ошибки повторяются. Наша страна была молодая, и какие-то действия тогда считались адекватными. Самое удивительное, что люди быстро забывают хороший и плохой опыт, каждый раз заново придумывают велосипед".
"Конечно, это был огромный шок и трагедия. Очень многие вещи в банке были завязаны на его личности. Когда это случилось, мне позвонили из Службы безопасности. Они сказали, что у него тяжёлое ранение, – говорит Садвакас Мамештеги. – Это была суббота или воскресенье, точно уже не помню. Все близкие собрались в банке и стали разрабатывать план действий, нужно было выехать на место гибели. Надо было озвучивать произошедшее прессе, партнёрам, контрагентам, клиентам. Клиенты и партнёры банка на тот момент были в сильном волнении, были определённые оттоки, как обычно в таких ситуациях происходит. Но в течение нескольких дней мы с этим справились. Эксцессов не было".
Садвакас Мамештеги говорит, что сомнения в первоначальной версии следствия были у всех. Лично он тогда решил ждать выводов следствия.
"Для меня было огромным шоком узнать о признании обвиняемых в этой трагедии. Раньше мне не хотелось верить в плохие вещи, – говорит Садвакас Мамештеги. – Ержан был для меня, прежде всего, не только очень авторитетным руководителем, но и наставником, и другом. В отличие от многих бизнесменов, на тот момент, Ержан был действительно величайшим финансистом, отлично знал финансовый рынок и продвигал очень полезные финансовые продукты, пользовался огромным уважением на рынке. Я считаю его человеком государственного уровня. Он всё делал с прицелом на будущее и во всё глубоко вникал, был сильным стратегом".
Ерик Султанкулов был финансовым директором БТА с 2000 до 2005 года. До этого он работал директором в Государственном накопительном пенсионном фонде.
Сегодня он также говорит, что не особенно хочет возвращаться к банковской деятельности. Теперь он член Совета Казахстанской ассоциации блокчейна и криптовалют. Ерик Султанкулов запомнил свой последний телефонный разговор с Татишевым.
"В тот день я допоздна сидел на работе, Ержан прилетел из Казани, где он дал поручение о покупке банка в Татарстане. Вечером я с ним разговаривал по телефону. Он дал мне поручения. И сказал, что утром будет первый снег и он поедет на охоту. И утром мне, наверное, одному из первых позвонили. И если честно, я не поверил. Даже сейчас я думаю о том, что как-то не так всё вышло, неправильно, не должно было этого случиться. Я потерял близкого, надёжного друга. Я дорожу Ержаном, он всё равно останется в памяти и его всегда будет не хватать", – говорит Султанкулов.
Ерик Султанкулов говорит, что после убийства Татишева его коллеги и родные всячески старались содействовать следствию и добивались объективности:
"В тот момент я не думал, что это была случайность, это было закономерно. Кого-то обвинять сложно, только Всевышний знает о всех мотивах. Но то, что произошло, то, что суд прошёл и человек всё-таки понёс наказание, признался, а какие мотивы, к чему он всё это сделал – сомнений нет и не было ни у кого. Он никогда не говорил, что угрожают ему. Тогда была такая обстановка, достаточно конкурентная, Ержану, как лидеру, постоянно приходилось бороться".
Арсен Сапаров был заместителем председателя Банка Туран Алем. Он познакомился с Ержаном Татишевым в 1995 году, тогда он позвал его работать в Казкоммерцбанк, где он тогда был заместителем председателя. А когда произошло объединение банков Туран и Алем, Татишев пригласил Сапарова на позицию своего зама.
"Для меня Ержан был ближайшим другом, это величайший банкир, поскольку я его очень высоко ценю и буду ценить. И для страны это большая потеря. В нём сочеталось очень много положительных качеств. Я не знаю его отрицательных сторон, он всегда думал о семье, о друзьях, о банке. Это был высочайший профессионал, – прокомментировал Арсен Сапаров. – Я долгое время жил за границей, но с 2013 года я ежегодно езжу к нему на могилу: в день смерти и в день рождения. И к родителям домой ездим. Надо сказать, что у Ержана была очень сильная энергетика. После того, как он ушёл, конечно, людей очень сильно раскидала жизнь. Он был цементирующей основой, которая всех объединяла".
Арсен Сапаров считает, что все драматические события, которые происходили вокруг БТА, в целом отразились на банковской системе Казахстана не лучшим образом.
"Очень много вымылось профессионалов из системы. Это привело к тому, что в индустрию пришли непрофессионалы, произошла деградация кадров. Банки перестали участвовать в финансировании. Сегодня любого банкира проще отвести на расстрел, чем заставить подписать бумаги о выдаче кредитов. Никто не хочет повторения той истории", – считает Сапаров.
Арсен Сапаров отмечает, что та эпоха в истории БТА, когда его возглавлял Татишев, сегодня незаслуженно забыта. Он считает, что негативная информация, которая преимущественно появлялась в связи с банком после многочисленных скандалов, создала почву для забвения, которому предали Ержана Татишева. "Это неправильно, потому что создал банк, который был тогда, только Ержан, – говорит Сапаров. – Когда мы начинали, отрицательный капитал банка составлял 11 миллиардов тенге. И мы работали первые несколько лет, включая субботу, до трёх часов ночи. Мы решали все эти вопросы, чтобы банк каких-то высот достиг. И к началу двухтысячных банк уже начал конкурировать. По многим позициям мы опередили Казкоммерцбанк, который много лет был лидером в банковской сфере. Сегодня такого нет, рынок неконкурентный, а тогда система была открытая. Я считаю, что банк должен остаться в истории независимой казахстанской банковской системы".
Ержан Татишев родился 22 апреля 1967 года в селе Турбат Казыгуртского района Южно-Казахстанской области в многодетной семье. Его отец был тогда главным врачом Кентауской городской больницы, мать – учителем физики. Он окончил школу с серебряной медалью и поступил в институт прикладной биотехнологии в Москве. Также он окончил Казахскую государственную академию управления в Алматы по экономической специальности.
В 1991 году Ержан Татишев стал вице-президентом "Астана-Холдинга». В 1993 году он стал первым заместителем председателя правления ЗАО "Казкоммерцбанк". В январе 1997 года он возглавил Банк Туран Алем. На тот момент доля банка в активах всего банковского сектора составляла всего 7%. К 2003 году доля составила уже 20 %.
По информации, опубликованной на сайте БТА, Ержан Татишев был первым гражданином СНГ, удостоенным золотого ордена "Во имя России" за значительный вклад АО "Банк Туран Алем" в развитие экономики этой страны. Его имя занесено в летопись славных имен и деяний "Во имя России".
Его вдова – казахстанская певица Анар Айтжанова. У банкира также остались четверо детей – три дочери и сын.
В 2007 году саксофонист и композитор Найджел Хичкок после визита в Казахстан написал сюиту "Память сердца", посвящённую Ержану Татишеву. В прошлом году культуролог, сценарист, публицист и писательница Зира Наурзбаева опубликовала книгу "Четыре облака", в которой есть глава, посвящённая покойному банкиру. Автором идеи книги стал член попечительского совета благотворительногго Фонда имени Ержана Татишева и его брат Еркин Татишев. Фонд был учреждён вскоре после смерти банкира.