В Казахстане появятся профессии, обеспечивающие развитие транспортной инфраструктуры
Мировая экономика переходит от ручного управления к автоматизации. Но руководить этим процессом должны люди. О будущих профессионалах в интеллектуальной транспортной инфраструктуре мы беседуем с Канатом Альмагамбетовым, генеральным директором ОЮЛ «Союз транспортных и логистических организаций и ассоциаций «KAZLOGISTICS».
- Канат Есмуханович, что подталкивает к появлению новых профессий в вашей сфере?
- Человечество становится все более мобильным, поэтому роль транспортной отрасли возрастает – мы чаще перемещаемся на малые и большие расстояния и предъявляем все больше требований к скорости, безопасности, комфорту и экономичности передвижений. В Казахстане наземный транспорт обеспечивает связность нашей большой страны, но темп изменений здесь в последнее десятилетие был невелик. Однако глобальная конкуренция будет вынуждать нас переходить на современные методы строительства дорог и управления транспортом.
Интеллектуальные системы становятся неотъемлемой частью инфраструктуры – как в регулировании дорожного движения, так и в управлении транспортными средствами. Управление логистикой постепенно переходит к компьютерам. «Умной» становится не только начинка, но материалы и поверхности – уже сейчас начинают применяться адаптивные дорожные покрытия, оснащенные датчиками и солнечными батареями, облегченные сверхпрочные конструкции и высокотехнологичная обшивка автомобилей и вагонов. «Умные» дороги придут на смену картографическим сервисам – они будут напрямую передавать автомобилю информацию о ситуации на дороге - пробки, гололед, аварии... Это позволит эффективнее выбирать маршрут и принимать решения своевременно.
Все это вынуждает создавать новые профессии, обеспечивающие функционирование и развитие инфраструктуры. Среди них, например, архитектор интеллектуальных систем управления. Он разрабатывает программное обеспечение для беспилотного транспорта и систем управления потоками, контролирует интеллектуальные системы управления. Или разработчик интеллектуальных систем управления динамической диспетчеризацией – он разрабатывает программные решения для управления движением в воздушном пространстве городов и регионов с интенсивным движением.
С ростом скорости передачи информации и потребности в более быстром перемещении в пространстве повысятся требования к инфраструктуре сетей и их безопасности. Инженер по безопасности транспортной сети проводит анализ, расчет и мониторинг информационных, экологических и технологических угроз для транспортных сетей. В отличие от специалистов по безопасности дорожного движения, он анализирует и предупреждает проблемы функционирования транспортных сетей в целом.
В рамках проекта «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест» наш Союз разрабатывает 9 профессиональных стандартов в области транспорта и логистики, которые были отобраны из ранее разработанных для их переработки с учетом существующей специфики. Точное количество профессиональных стандартов в области транспорта назвать тяжело, но с учетом логистики, думаем, их количество должно быть около 60.
- Появились ли новые и принципиальные требования к навыкам специалистов?
- В условиях растущей конкуренции Казахстану необходимо обеспечить эффективность функционирования транспортно-логистической инфраструктуры. Специалисты должны обладать дополнительно информационно-коммуникационными знаниями, умением быстро ориентироваться в выборе предоставляемых услуг, знанием международных норм и правил. Так, логистам необходимо знание таможенных процедур; водителям–международникам - международных правил, условий и специфики перевозки и размещения грузов, иностранных языков.
- Расскажите подробнее о механизме и этапах разработки профстандартов.
- В первую очередь, мы провели анализ вида деятельности с привлечением экспертов отрасли, членов Союза, предприятий и учебных заведений, работников отраслевых профессий, профессиональных ассоциаций и профсоюзов. По системе Национальной рамки квалификаций установили соотношение профессий отрасли с 8 квалификационными уровнями. При этом учитывали возможные пути дальнейшего развития профессий отрасли, в том числе во взаимосвязи с другими отраслями. В настоящее время заканчиваем разработку профстандартов по транспорту и логистике и обсуждаем их с заинтересованными сторонами. Актуальность профстандартов будет поддерживаться путем их пересмотра и обновления не реже одного раза в три года.
- Как повлияет внедрение профстандартов на рынок транспортных услуг?
- Мы ожидаем только положительный эффект для экономики. Применение профстандартов обеспечит рациональное использование кадрового состава, разграничит функции работников, их компетентность и позволит оценивать уровень знаний, умений и навыков в соответствии с потребностями рынка труда и для дальнейшего их совершенствования.