Асанов предложил прокуратуре и другим госорганам забрать часть полномочий судов
Верховный суд предлагает прокуратуре и другим госорганам забрать себе часть полномочий судей. Об этом сегодня на международной конференции на тему "Механизмы разрешения инвестиционных и коммерческих споров в Казахстане и странах ОЭСР" сказал Жакип Асанов, передает корреспондент Zakon.kz.
Это одна из 5 мер по улучшению работы системы правосудия, предлагаемых Верховным судом. Так, по данным Жакипа Асанова, в 70% судебных дел нет предмета спора или конфликта. В 2016 судьи Казахстана рассмотрели 1,7 млн дел и материалов, 2017 год – 2,7 млн, прогнозируемое количество в 2018 году - 3,8 млн дел.
"И вся эта лавина идет на судей городских районных судов. Их по штату 2100, по факту 1800, половина - женщины. Вакансии 16%. Судьи уходят, а отбор мы усложнили. В итоге, к примеру, в Сарыаркинском районном суде Астаны каждый судья в день рассматривает по 4 дела. А это надо провести заседание и написать мотивированное решение в совещательной комнате. Плюс 150 санкций, которые просят судоисполнители. Их не отложишь. Будет ли качество при такой гонке? Очевидно, что нет. Предлагаю освободить судей от дел, где нет споров и конфликтов", - сказал председатель Верховного суда.
За 9 месяцев 2018 года следователи попросили у судей 2 млн санкций. Удовлетворены почти 100%. Асанов убежден, что судья физически не в состоянии разгрести и разобраться во всех делах.
А ведь планировалось, что судья будет пресекать злоупотребление судоисполнителей. Чего в итоге не происходит.
"Мы предлагаем оставить судьям только те санкции, где речь идет об ограничении конституционных прав граждан. Например, запрет на выезд из страны. По банковским счетам могла бы давать прокуратура, у нее есть полномочия, и она может проконтролировать и инициировать лишение лицензии. Задача суда не заверять действия судоисполнителя, давая ему санкцию, а решать споры, которые возникают в процессе исполнения судебных решений", - пояснил он.
Также он предлагает убрать от судей обязанность рассматривать запросы КСК по коммунальным долгам. По закону кооперативы могут пойти и к нотариусу, и к судьям. Но к нотариусу никто не идёт. Возможно, потому что судьи удовлетворяют 100% запросов.
"Здесь тоже полный формализм. Так как у судьи просто нет времени копаться в ценах и квитанциях. Тем более, должники не оспаривают такие долги, а если оспариваются, конечно, это должен рассматривать суд. Но мы ведём речь о тех делах, где нет споров, поэтому предлагаем убрать эту альтернативу. Чтобы запросы КСК шли прямо к нотариусам, и за одно мы дисциплину должников поднимем. Минюст и нотариальная палата согласны", - заключил он.
Татьяна Ковалева, Астана