Казахстан изучает опыт Эстонии и Финляндии в развитии молодёжной политики
Представители госорганов сферы развития молодёжи Казахстана приняли участие в международной ознакомительной поездке в Эстонию и Финляндию, сообщает Zakon.kz.
Поездка была организована в рамках Проекта развития молодёжного корпуса ZhasProject, реализуемого Министерством образования и науки в рамках грантового финансирования Всемирного банка.
Представители министерств образования и науки, общественного развития, управлений образования и молодёжной политики Акмолинской, Атырауской, Туркестанской областей и городов Алматы и Шымкента, изучили передовой опыт двух стран. В ходе поездки рассмотрены организационная структура и функции национальных и региональных органов власти, ответственных за сферы образования и молодёжной политики. Изучен опыт данных стран в сфере развития инновационной и предпринимательской деятельности молодёжи, и многое другое.
Международная поездка нацелена на совершенствование компетенции членов делегации в области участия молодёжи в жизни общества, поддержки инновационной деятельности молодёжи, развития устойчивого предпринимательства среди молодёжи и комплексного развития уязвимых групп молодёжи.
"Как вы знаете, в Послании Президента следующий год объявлен Годом молодёжи в Казахстане, что потребует мобилизации всех ресурсов на поддержку социальных инициатив молодёжи. В Послании были предложены беспрецедентные меры в основных сферах, определяющих социальное самочувствие населения. Как сказал Президент в своём Послании 5 октября, комплексная поддержка молодёжи и института семьи должна стать приоритетом государственной политики", - рассказал ответственный секретарь МОН РК Арын Орсариев.
Выбор на Эстонию и Финляндию пал не случайно: ведь, к примеру, по оценкам ОЭСР, работа по развитию молодёжи в Эстонии считается одной из лучших в мире. Финляндия на протяжении десяти лет оказывает консалтинговую поддержку Казахстану в сфере развития образования - это обучение и повышение квалификации учителей, совершенствование образовательных программ. К слову, программа, по которой обучаются школьники НИШ, составлена с использованием финской модели обучения.
В Конституцию Эстонии с прошлого года внесены изменения по снижению избирательного возраста с 18 до 16 лет (за исключением Европейских выборов). В системе высшего образования Эстонии в рамках специальности "педагогика" внедрена специализация "молодёжная работа", по которой обучают на уровнях прикладного бакалавриата и магистратуры.
При эстонских вузах имеются центры инноваций и предпринимательства. Например, Центр "Мектори" Таллинского технологического университета призван способствовать развитию предпринимательства у студентов и учёных.
"Мектори" - это целый комплекс, состоящий из лабораторий, аудиторий и офисов, способствующий объединению студентов, учёных, предпринимателей, инвесторов и заинтересованных госструктур. Идеология работы Центра выстроена по формату "от студента до Яана Таллина" (основатель Skype). Главный офис Skype находится в 100 метрах от Центра "Мектори".
Финляндия делает серьёзный акцент на качество педагога. Заработная плата преподавателя - от 2,6 тысяч евро в начальных классах до 5 тысяч евро в месяц (при среднестрановой около 2 тысяч). Это позволяет сформировать высокий престиж и спрос на профессию. Как итог - очень высокие критерии отбора (магистерская степень, ежегодная защита индивидуальной программы). Важный акцент в Финляндии делается на прикладной характер учебных программ. Интересными являются программы профориентации и предпринимательства.
Например, программа Центра Me & My City региона Эспоо по профориентации учащихся. В пространстве Центра в игровой форме представлены основные профессии, должностные позиции и организации общества: мэрия, банки, агрофирмы, заводы, фабрики, супермаркеты, СМИ. В ходе выполнения заданий деловой игры дети имеют виртуальные деньги, зарплаты, платёжные карточки. Они выполняют покупки и продажи, проводят совещания, отправляют корреспонденцию и платят налоги. 100% детей шестых и девятых классов проходят такую профориентацию. При финских университетах созданы акселераторы и инкубаторы, которые активно вовлекают студентов в предпринимательство. Самыми яркими из их продуктов являются компьютерные игры компаний Supercell и Rovio (Angry birds, Clash of Clans).
В целом для сокращения молодёжи категории NEET в двух странах действует система по развитию прикладных навыков и молодёжного предпринимательства, которое формирует гибкую систему создания рабочих мест и занятости.
Участники делегации посетили государственные учреждения, молодёжные центры и центры поддержки инноваций - с целью изучения разнообразия подходов и механизмов оценки участия молодёжи в жизни общества, предоставления услуг для молодых людей и развития молодёжного предпринимательства. Также были проведены встречи с представителями европейских, национальных и региональных организаций для обмена опытом по вопросам реализации молодёжной политики и работы с молодёжью. Было разработано общее видение и понимание работы с молодёжью.
По результатам поездки участниками отмечено, что приобретённый в поездке опыт поможет усилить компетенции специалистов, работающих с молодёжью.