Более 80% бесплатных земельных участков под ИЖС не осваиваются гражданами вообще
Земельные участки, отведенные в порядке очереди на бесплатной основе под ИЖС гражданам, не осваиваются. К такому мнению я пришел в ходе проведения семинаров по земельным вопросам в Кызылорде и Таразе.
По сведениям, полученным от руководителей отделов земельных отношений акиматов города Тараз и Кызылорда, более половины предоставленных земельных участков под ИЖС не освоены гражданами.
Так, согласно официальным данным ГУ «Отдел земельных отношений акимата города Кызылорда» на 980 гектарах в микрорайоне «Байтерек» Кзыл-Орды из 4000 предоставленных в 2016 году земельных участков под ИЖС, только на 1400 земельных участках начаты строительные работы. Из них на 52 участках получены разрешительные документы на строительство, на 542 земельных участках проведены земляные работы (выравнивание территории, высыпка насыпи, песка) и только на 68 земельных участках построены домостроения, и люди фактически проживают в них, на 412 земельных участках ведутся строительные работы на разных этапах.
В то же время 2400 земельных участков не осваиваются вообще. Это из 4000 земельных участков составляет более 60%. А если учесть, что те 52 участка, которые получили разрешительные документы на строительство и 542 земельных участка, где проведены земляные работы, фактически не считаются освоением земель, то показатель неосвоения гражданами своих земель составляет катастрофические более 80%.
Аналогичная картина складывается и по данным ГУ «Отдел земельных отношений акимата города Тараз». Из предоставленных 1200 земельных участков только на 100 земельных участках люди построили свои дома. То же самое происходит и в других регионах страны.
В приведенных случаях заметна очевидная недоработка акиматов и их отделов земельных отношений, архитектуры, органов прокуратуры и областных управлений по контролю в области охраны и использования земель. Есть закон и нужно исполнять требования закона. Если человек не хочет строиться, то быть может ему этот участок не нужен!? Может быть, передать землю тем, кому она нужнее, ниже по очереди?
Согласно Правилам, предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в частную собственность производится после освоения земельных участков (после подписания акта о вводе объекта (индивидуального жилого дома) в эксплуатацию). И основанием для предоставления гражданину на праве частной собственности земельного участка, ранее предоставленного ему в аренду под ИЖС, является акт приемки в эксплуатацию построенного индивидуального жилого дома на земельном участке, то есть постройка и завершение дома.
При этом имеются очевидные недоработки в существующих Правилах предоставления земель под ИЖС. В частности, если земля выдается временно в аренду, в Правилах нет упоминания о критериях освоения земель, отведенных для целей строительства. Нет требований к освоению земель под ИЖС, когда какие-либо действия, совершенные арендатором (высыпка насыпи, земляные работы, огораживание участка и т.п.) будут рассмотрены как действия по освоению земли. Нет норм, которые регламентируют, что в первый год аренды человек обязан освоить участок в следующем порядке, на второй год освоение земли должно сопровождаться строительными работами и на третий год освоения должен завершить строительные работы. Таких норм нет. Нет норм, регламентирующих условия продления договора аренды, если человек начал строительство.
Например, арендатор остановился на уровне фундамента. Будет ли это основанием для пролонгации договора аренды?
Ведь по существу, человек не освоил дом, и право частной собственности не может быть предоставлено на уровне завершения фундамента. Невозможно составить Акт ввода в эксплуатацию фундамента. Но и закрыть глаза на тот факт, что человек уже построил фундамент, мы не можем. Также мы не в силах ответить и на вопрос, сколько раз допускается пролонгация договора аренды земли. Об этом не сказано нигде.
На эти вопросы могут ответить четкие правила, технический регламент по строительству и критерий освоения земель под ИЖС. Их пока нет. И отсутствие таких жестких рамок дает возможность для своеобразного толкования норм закона и правил и, естественно, процветания коррупции при пролонгации договора аренды. К тому же отсутствие таких нормативных критериев и требований создает сложности для местных исполнительных органов в правоприменительной практике и на пустом месте провоцирует судебные иски со стороны граждан, чьи арендные отношения были прекращены по причине не освоения земли.
В связи со всем вышесказанным призываю профильный Комитет по управлению земельных ресурсов Министерства сельского хозяйства заняться вопросами освоения предоставленных гражданам бесплатных земель и начать работу по разработке четких правил, рамок и ограничений, критериев по освоению земель, отведенных для целей строительства. Со своей стороны обещаю вплотную оказать содействие в разработке поправок в Правила и в разработке новых подзаконных актов.