Лента новостей
0

Светскость Казахстана отвечает интересам ислама и самих мусульман

Открытые источники, фото - Новости Zakon.kz от 15.11.2018 17:47 Открытые источники
Ислам требует от мусульман быть социально ответственными членами общества.

Сегодня многие верующие задаются вопросом, не мешает ли светскость государства духовному развитию человека? Zakon.kz попросил прокомментировать данную тему доктора исторических наук, известного религиоведа-эксперта Асылбека Избаирова.

Думаю, верующим людям так же, как и всем гражданам нашего общества следует знать приоритеты и преимущества светской модели государственности, чтобы развеять всякого рода сомнения, которые мешают как самому человеку, так и в укреплении его веры.

По ряду причин светская модель государственности как таковая безальтернативна для Казахстана, поскольку является единственной моделью управления в многоконфессиональном и полиэтничном государстве, коим сегодня является наша республика. Поэтому сохранение мира между конфессиями является одной из важных задач государства как основы независимости. Например, существует хадис: «Кто убьет человека, с которым мы заключили договор, тот даже не почувствует запаха Рая, хотя аромат его ощутим за сорок лет пути» (Сахих Аль-Бухари);

Во-вторых, при всем многообразии моделей светскости в современном мире, все они условно расположены на «шкале» между двумя основными типами.

Первая - сепарационная модель, которая ставит целью максимально возможное вытеснение религии не только из госсектора, но и из публичной сферы в целом. В Европе это Франция до Э. Макрона, в мусульманском мире – Турция в период раннего кемализма, крайняя форма проявления – СССР, КНР, КНДР.

Вторая - кооперационная модель, четко разграничивающая функции государственных органов и религиозных объединений, но при этом не отделяющая религию от общества и оставляющая возможность для конструктивного сотрудничества государства с религией, в том числе в противостоянии псевдорелигиозному экстремизму к таковым относится большинство стран Европы и Америки, в мусульманском мире яркий пример – Малайзия.

Казахстан по опыту ряда успешных европейских стран следует именно кооперационной модели светскости. Так, наше государство по отношению к религиям и их представителям берет на себя ряд ограничений. В частности, не вмешивается во внутренние дела религиозных объединений, если в этой деятельности не усматривается нарушение законодательства. Особенно это касается вопросов догматики - веками сформированные религиозные доктрины не могут быть предметом регулирования госорганов.

Государство не вмешивается в определение гражданами своего отношения к религии. Никто не может подвергаться дискриминации по религиозному признаку. Каждый вправе определять для себя ту веру, которую считает приемлемой или необходимой. Ни под каким предлогом и ни в какой форме не допускается принуждение к исповедованию той или иной религии.

В-третьих, при приоритетности кооперационной модели светскости ислам четко показывает ее непротиворечивость и допустимость. Ярким свидетельством этого является Худайбийский договор, содержавший значительные уступки со стороны мусульман. Он не настаивал на том, чтобы мекканцы признали его Пророком, признал их право удерживать мусульман, желающих присоединиться к общине, согласился отложить хадж на следующий год, чтобы избежать кровопролития. Но в договоре были предусмотрены гарантии свободы вероисповедания и доведения религии до остальных.

Этот пример является исчерпывающим доказательством того, что кооперационная модель светскости в условиях Казахстана отвечает интересам ислама, а значит и самих мусульман.

В-четвертых, светскость не имеет идеологического содержания, светскость – это мировоззренческий нейтралитет. Роль религии в обществе является абстракцией, на практике неотделимой от реальных, живых верующих.

В-пятых, ислам требует от мусульман быть социально ответственными членами общества, поддерживать общественный порядок, обеспечивать безопасность, неприкосновенность человеческой жизни, чести и имущества.

Это касается не только в отношениях мусульман между собой, но и предписывается, как правило, для верующих по отношению к немусульманам, которые не разделяют веры в столпы имана и ислама, но не покушаются на жизнь, честь, имущество мусульман, не препятствуют соблюдать обряды поклонения.

Образ светского верующего гражданина – это, прежде всего, законопослушный гражданин, чтящий, хранящий традиции, обычаи своего народа и имеющий отрицательное отношение к радикальной деструктивной религиозной идеологии.

Как видим, в исламе нет ничего, что препятствовало бы мусульманину жить в обществе, соблюдая общественный договор. Таким же образом, Конституция гарантирует право на свободу совести вероисповедания.

Кроме того, ислам в понимании ханафитского мазхаба признается в качестве традиционной религии в Казахстане согласно Закону «О религиозных объединениях и религиозной деятельности».

Поэтому светскость является залогом духовного развития Казахстана, поэтому светскость и духовность не противоречит друг другу, ведь светскость – это форма управления государством, а духовность - составляющее религии.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: