Лента новостей
0

Повысить доверие населения к судам - одна из целей программы "7 камней правосудия"

Открытые источники, фото - Новости Zakon.kz от 22.11.2018 15:12 Открытые источники
Проект подразумевает, что судья сможет выносить «новые» решения, однако ему придется аргументировать и отстаивать свое решение так, чтобы ни у кого не было сомнений в его правильности.

Повысить доверие населения к судам через верховенство права – одна из целей программы "7 камней правосудия". Для ее достижения проектный офис Верховного суда занимается выявлением и решением имеющихся проблем, передает корреспондент Zakon.kz.

За 10 месяцев 2018 года в судах страны было рассмотрено 3,5 млн дел и материалов. Из них гражданских чуть более 3 млн, уголовных – 150 тыс. и административных – чуть более 300 тыс. Причем, из 3 млн. чуть больше 2 млн это санкционирование действий судебных исполнителей. Основная часть их них – санкционирование получения данных о счетах, средствах в банках, арест счетов (1,3 млн), арест имущества (более 300 тыс.), ограничение выезда за границу (более 300 тыс.).

"Все это занимает время судей, и судьи ограничены тем что они должны в течении одно дня вынести по ним решение. В одном из судов на одного судью приходится 900 дел и материалов в месяц, если считать только рабочие дни, то это цифра достигает 1200. Это порядка 8 минут на каждое дело. Без передышки. Поэтому судьи вынуждены оставаться после работы, выходят на работу в выходные. 88% дел, это бесспорные дела и материалы. В них роль судьи – поставить штамп. Если мы их исключим, у судей будет больше времени на рассмотрение дел. А это, в свою очередь неизменно повлияет на улучшение качества отправления правосудия", - рассказал про одно из направлений своей деятельности куратор программы "Оңтайлы орта", заведующий отделом анализа и планирования Нурхан Мерманкулов.

Для снижения нагрузки Верховный Суд работает над усовершенствованием инструментов досудебного спора: исполнительной надписи нотариуса, арбитража, внесудебной медиации.

Помимо этого, его отделом проводится совместная аналитическая работа с НПП "Атамекен" по изучению судебных решений, в том числе по спорам предпринимателей (в сфере государственных закупок, по земельным спорам, в сфере реабилитации и банкротства и др.).

Результаты анализов показали, что частыми причинами возникновения споров являются:
- наличие пробелов в законодательстве;
- непонятное изложение правовых норм;
- неправомерные действия уполномоченных органов;
- отсутствие должного контроля уполномоченных органов, особенно в сфере земельных отношений;
- неоднозначное толкование правовых норм.

В настоящее время данные анализы обобщаются с целью формирования концептуальных предложений, в том числе законодательного характера.

"У нас есть споры, которые возникают в связи с договором. Мы обратили внимание, что у нас по качеству составления договоров есть серьезные проблемы. Часто в суде дела по договорным обязательствам появляются лишь по причине, что изначально договор бы составлен не качественно. Поэтому мы с НПП "Атамекен" предложили внедрить рискоориентированные договоры. Мы хотим помочь людям так написать договор, чтобы они не в суд шли, а решали споры между собой. Или чтобы конфликтов не возникало", - рассказал Мерманкулов.
Уникальный сервис был запущен 1 октября 2018 года.

Это "конструктор договоров", разработанный НПП "Атамекен" совместно с компанией BestProfi. Сервис прост и удобен для любого пользователя (www.contract.аtameken.kz). На нем доступно 100 шаблонов наиболее популярных документов (договоры купли-продажи, поставки, аренды, перевозки, трудовые договоры, доверенности, учредительные документы ТОО, жалобы и т.д.). В нем уже учтены возможные риски, продуманы механизмы правовой защиты, минимизированы потенциальные убытки.

"Любой пользователь сможет зайти в конструктор договоров, найти нужный договор, вставить в него свои данные, задать необходимые параметры и получить юридически грамотный документ", - добавил он.

Еще одна задача проекта - Исправление норм законов, не соответствующих критерию справедливости. Нурхан Мерманкулов анализирует судебную практику и информацию из соцсетей и вырабатывает предложения по изменению законодательства.

"Пробелы, неясность, двусмысленность отдельных норм, несогласованность их в системе прав – являются одним из факторов возникновения споров. Соответственно непонятные правовые нормы (коллизии) приводят к обращению в суд, и ставят под сомнение справедливость судебного решения", - сказал он.

В пример он привел п. 2 статьи 92 Земельного Кодекса, в котором определен трехгодичный срок неиспользования земельного участка, предназначенный для строительства по назначению со дня принятия решения о его предоставлении (если более длительный срок не предусмотрен проектно-сметной документацией).

"Но в законе не указано, что именно должен сделать застройщик, владелец. Акт ввода в эксплуатацию подписать или фундамент залить? Этого нет в этом Кодексе, поэтому у стороны возникает вопрос – "а за что у меня забирают землю?". Есть люди, которые осваивают землю, но не успели в 3-летний срок. И практика у нас тут разная. Так что мы считаем, что, если эту статью отработать качественно, четко разложить права и обязанности, тогда проблем не было бы, споров бы не было, люди бы четко знали, что им нужно делать. А этих споров у нас тысячи", - пояснил эксперт.

В этой связи его отдел предлагает внедрить проект "Национальный механизм оперативного реагирования на недостатки законодательства".

"Судебная система обладает обширной информацией правоприменительной практике. Мы как поставщики информации могли бы снабжать правительство и парламент это информацией, указывать на нормы закона, создающие споры. И предлагали им при их законотворческой работе учитывать это", - пояснил он.

Также предлагается создать системный механизм по недопущению споров, особенно между госорганами и частными лицами: ввести дополнительный индикатор для госорганов. Он будет зависеть от количества жалоб и обращений, направленных в суд на то или иное ведомство. Чем больше аналогичных жалоб на действия (бездействия), тем хуже показатель.

"Мы думаем, что такой индикатор будет иметь профилактический эффект", - добавил Нурхан Мерманкулов. Другое интересное предложение отдела анализа – создание платформы "e-civil". Это сервис, который позволит сторонам заранее знать, что может ждать их в суде.

"Суть в том, что по поисковику можно будет находить наиболее часто встречающиеся практики аналогичных дел и вынесенных решений. Пока мы в процессе разработки этого проекта, мы учим искусственный интеллект делать правильную выборку по делам и прогнозировать", - рассказал он.

Проект разбит на три этапа реализации, первый планируется завершить до конца 2019 года (то есть уже заработает поисковик).

"Этот проект требует одобрения всего юридического сообщества, согласия заинтересованных госорганов. Если e-civil будет реализован, мы обеспечим принцип правовой определенности, сформируем единообразную судебную практику, правильное составление исковых требований, благоприятный инвестиционный климат, снижение нагрузки, обеспечение независимости судей", - перечислил плюсы Мерманкулов.

По его мнению, если у судов будет единая практика, то уже никто не будет вмешиваться в работу судей. А каждое новое решение, не соответствующее практике будет обсуждаемо обществом. Тем не менее, проект подразумевает, что судья сможет выносить "новые" решение, однако ему придется аргументировать и отстаивать свое решение так, чтобы ни у кого сомнений в его правильности. И именно таким образом, будет формироваться новая практика.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: