Верховный суд предлагает создать центры примирения при акиматах
Развитие способов внесудебного разрешения споров и конфликтов - одно из главных направлений работы по снижению конфликтности в обществе. Для решения этой задачи в проекте «7 камней правосудия» Верховного суда заложена программа «Татуласу: сотқа дейін, сотта» (Примирение: до суда, в суде), передает корреспондент Zakon.kz.
Основные задачи проекта - широкое информирование населения о примирительных процедура;, создание центров примирения как единой площадки для внесудебного разрешения споров, повышения культуры разрешения споров и правового просвещения; возрождение института биев; развитие примирительных процедур в суде.
По мнению экспертов, казахстанцы редко прибегают к альтернативным методам решения споров просто потому, что не понимают, как работают эти институты и как следствие, не доверяют им. В 2017 только 5,5% дел в судах закончились медиативными соглашениями. Это низкий показатель.
Если вы зададитесь вопросом, с чем можно идти в медиацию? Ответ – обращайтесь по всем вопросам, где есть назревающий спор и даже когда он уже возник. К примеру, когда возник вопрос по долговым обязательствам, содержанию детей, определению их места жительства и порядка общения отдельно проживающего родителя с детьми, раздела имущества, расторжения брака, споры в области здравоохранения, корпоративные, договорные, трудовые споры и так далее. В общем, все дела, где есть возможности использовать примирительные процедуры.
По нашему законодательству примирительные процедуры неприменимы, где одна сторона государство, не предусмотрено примирение по некоторым тяжким правонарушениям и особо тяжким преступлениям.
«Примирительные процедуры дают людям возможность договорится, найти компромиссный и взаимовыгодный для обеих сторон вариант. Суд же примет решение в пользу одной из сторон, и очень редко, когда решение суда удовлетворяет обе стороны. Поэтому долгое время стороны находятся в конфликте. Кроме того, медиация - это конфиденциальная процедура. То есть никто не узнает сведений, предоставленных сторонами медиации. За это в законе предусмотрена ответственность» - рассказывает Гульнар Боранбаева, администратор программы «Примирение: до суда, в суде».
Так стороны избавляются от общественного наблюдения за их делом, в том числе журналистами. Максимум, на что может рассчитывать СМИ - фабула дела и решение сторон о примирении.
Помимо этого, урегулирование спора вне суда позволяет сторонам самим определять время встреч, что ускоряет процесс разрешения спора и экономит деньги. Не предусмотрена госпошлина, услуги медиатора оплачиваются по соглашению, а зачастую социально уязвимым слоям населения медиаторы оказывают услуги бесплатно.
К слову, если в ходе судебных заседаний стороны решат использовать примирительные процедуры, то судья укажет в определении о возврате госпошлины из бюджета.
«Соглашение в порядке медиации выглядит так: в ней есть данные о сторонах медиации, медиаторе, предмете спора, а также условия, которые согласовали стороны, способы и сроки их исполнения и последствия их неисполнения. Соглашение об урегулировании спора исполняется сторонами добровольно. В случае неисполнения, этот документ может быть основанием для подачи иска в суд в упрощенном порядке. То есть на основании соглашения в порядке медиации судья вынесет судебный акт, не вызывая стороны в суд, - добавила эксперт. - Примирительные процедуры удобны, экономят время, моральные и материальные ресурсы людей, сохраняют взаимоотношения. Но они мало применяются, так как не хватает информированности, мы должны больше рассказывать о положительных примерах внесудебного разрешения споров».
До сегодняшнего дня принимаются действия по развитию медиации, но они разрозненны. Вопросам развития партисипатива, других примирительных процедур вообще внимание не уделено. А потому Верховный суд в рамках проекта поставил вопрос об объединении усилий всех заинтересованных лиц в деле развития примирительных процедур. Летом 2018 года был определен госорган в лице Министерства общественного развития, отвечающий за развитие медиации.
На данный момент в стране более 100 организаций медиаторов, они как юридические лица зарегистрированы в Министерстве юстиции, а точное количество медиаторов не зафиксировано, общей базы никем не ведется, отследить, сколько из них активно занимаются внесудебным разрешением споров и наработали опыт – сложно. Также нет мониторинга, анализа качества услуг, отсутствует стандарт услуг по медиации.
В рамках своего проекта Верховный суд подписал меморандум с МОР, подготовил предложения и совместный план действий. Главный вопрос на 2019 год – создание централизованной системы медиации и мониторинг уровня оказываемых услуг.
- Мы говорим людям, не ходите по судам, решите спор внесудебными способами. Они спрашивают, а куда нам идти? Что мы им можем предложить? Решить спор, получить исполнение по нему быстро с помощью медиатора, юриста, психолога. К медиатору мало доверия у населения, так как люди не уверены, что соглашение, выданное медиатором, законное, а юриста рядом нет. В ситуации, когда стороны в конфликте, вторая сторона отказывается говорить с другой, нужен психолог, но медиатор не может его сам обеспечить. Поэтому спорящим людям очень нужен и юрист, и психолог, то есть комплекс услуг по внесудебному урегулированию спора, - считает Гульнар Боранбаева.
Большая часть проблем, с которыми люди идут в суд, лежит в социальной плоскости. Это в основном вопросы содержания детей, семейные, коммунальные, трудовые, земельные, жилищные тяжбы, споры по банковским займам. Поэтому в Верховном суде считают, что центры примирения должны создаваться при местных исполнительных органах. Ведь именно к ним идут люди со своими трудностями, проблемами, но часто не находят решения, их направляют в суд, после чего сторона, проигравшая судебную тяжбу, возвращается снова с теми же проблемами.
Решение этих вопросов в том, что местным исполнительным органам необходимо повысить возможности населения по применению примирительных процедур путем открытия центров примирения. В рамках проекта в Кызылорде открылся пилотный центр, акимат предоставил помещение и по госзаказу обеспечил оплату 6-ти сотрудникам центра (медиаторы, психологи, консультанты, регистратор). И центр начал работать, так что теперь населению есть куда пойти за внесудебным разрешением споров.
"Мы не преследуем цель открытие центра ради галочки. У нас сейчас открылись 25 центров по стране, и только один пилотный в Кызылорде , остальные – инициатива общества. Проект Верховного суда поддерживает центр методологически, планируется обучение сотрудников центра командной работе, будет проводиться мониторинг оказанных услуг, анализ работы (сколько было заключено соглашений, сколько отказались, почему). Обучать сотрудников центра будут судьи-тренеры, которые прошли подготовку также по проекту», - пояснила Гульнар Боранбаева.
Внутри проекта сидит еще один пилот - развитие примирительных процедур в суде. В каждом суде определены судьи, которые специализируются на примирительных процедурах. Когда поступает дело в суд, он предлагает сторонам участие в примирительных процедурах и в течение 5 дней проводит примирительные процедуры. У таких судей есть опыт. Во многих регионах они обучены по программе медиаторов.
Если в суде человеку предложили примирительные процедуры – выгодно согласиться. Можно обратиться к судье-примирителю не дожидаясь предложения. Если стороны не успевают в 5 дней, они всегда могут примириться в ходе рассмотрения дела.
В ходе проекта разработана функция он-лайн примирения в судебном кабинете. Можно на стадии подачи заявления выбрать медиатора онлайн и разрешить спор при помощи медиации. Кроме того, в рамках проекта реализуются вопросы актуализации исторически сложившегося опыта разрешения споров при содействии биев.
Как отмечено в программе Рухани жаңғыру, «На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков». Навыки предков по урегулированию споров без суда – это наш национальный ресурс.
Разрешение споров при содействии биев - исторически подтвердивший свою эффективность механизм внесудебного разрешения споров. В населенных пунктах, где в течение ряда лет применяется данный механизм, нет правонарушений и судебных тяжб. Преимущества данного способа в том, что благодаря участию биев конфликт между сторонами прекращается, то есть мы получаем не только разрешение споров, но и стабильное, бесконфликтное общество.
В ряде регионов, в том числе в селе Ащылысай Каргалинского района Актюбинской области, 43 аульных округах 8 районов Западно-Казахстанской области, в Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях и других созданы Советы биев при акимах. Работа Советов биев осуществляется на общественных началах в интересах населения и не подменяет деятельность профессиональных судей. Обладающие навыками по внесудебному урегулированию споров, достаточным авторитетом и красноречием члены совета помогают людям решать мелкие споры на основе взаимоуважения и равноправия сторон, не доводя их до суда.
Важно, что функции Совета биев несут воспитательный характер, предупреждают конфликты и правонарушения.
Татьяна Ковалева, Астана