Что означает и к чему приведет смена министра МВД – эксперты

коллаж Today/МВД РК, фото - Новости Zakon.kz от 13.02.2019 15:49 коллаж Today/МВД РК
Каких изменений в работе Совбеза и полицейской системе стоит ожидать с приходом новых функционеров.

В обществе по-прежнему широко обсуждается смена главы МВД Калмуханбета Касымова на его бывшего заместителя Ерлана Тургумбаева. При этом экс-министр внутренних дел не вышел на пенсию и не занял какую-то формальную должность, а получил повышение в виде поста секретаря Совета безопасности. Чем вызваны эти кадровые перестановки, и к чему должны привести, разбирался журналист Zakon.kz, основываясь на мнениях известных казахстанских экспертов.

Ашимбаев: Все зависит от того, как "поставят себя" Касымов и Тургумбаев

Как отметил политолог Данияр Ашимбаев, то, что рано или поздно люди уходят в отставку, – факт известный. Тем более Калмуханбет Касымов поставил рекорд пребывания в должности министра внутренних дел. Причем не только для современного Казахстана, но и для советских времен.

"То есть он дольше всех пробыл на посту главы МВД. Естественно, накапливается определенная критика, тем более, учитывая, что качество работы полиции, возможно, не устраивает само министерство. Поэтому рано или поздно вопрос об отставке бы встал. С другой стороны МВД является одной из основных силовых опор правящей власти, и от фигуры министра достаточно много зависит. И даже не столько от его фигуры, сколько от того доверия, которое имеет к нему глава государства. То есть, мы видели, что были министры, которые пробыли на этом посту меньше года, были министры, которые по несколько раз занимали эту должность, и были министры, которые достаточно долго пребывали на этом посту, вроде Каирбека Сулейменова. И, на мой взгляд, то, что во главе МВД достаточно долгое время находился Калмуханбет Касымов, говорит о том, что президент свое доверие к нему сохранил. Тем более, что сейчас он перевел его на другую работу, а скажем, не отправил на пенсию или на какую-то формальную должность, а назначил секретарем Совета безопасности. То есть, данное назначение можно формально трактовать как повышение и политическую оценку работы Касымова на посту министра внутренних дел за все эти годы", – говорит политолог.

Что касается вопроса о том, как проявит себя на должности главы МВД новый министр Ерлан Тургумбаев, то это можно понять будет только со временем. Он и ранее неоднократно назывался возможным кандидатом на пост главы МВД, достаточно долго поработал начальником ДВД Алматы и замминистра, и, наверняка, у него уже есть свое видение управления этой системой.

"С другой стороны МВД – это самостоятельный блок, который сам по себе достаточно важный и достаточно сложный. И как Ерлан Тургумбаев покажет себя в роли его главы, сейчас сказать достаточно сложно. Необходимый опыт и квалификация у него есть. Но с другой стороны сейчас в МВД сформирован нынешний кадровый состав, то есть структура, созданная Касымовым и рассчитанная под него. И новому министру нужно, грубо говоря, "поставить себя", чтобы его признавали в качестве руководителя. Поэтому, я думаю, что, скорее всего, будет проведена какая-то реорганизация, произойдут определенные структурные кадровые изменения. Может быть, не прямо сейчас, но в ближайшем будущем. Тем более, что дискуссия о реформировании МВД давно шла. Например, может быть, снова будет рассматриваться вопрос о передаче КУИС и КЧС в другие ведомства. Хотя они уже из МВД выходили, потом возвращались обратно. Впрочем, и другие всевозможные структурные "переформатирования" за прошедшие годы уже проводились.. Поэтому не исключено, что какая-то реформа пойдет уже по третьему, а то и четвертому разу", – продолжил Данияр Ашимбаев.

Что касается вопроса о том, что изменится в работе Совета безопасности после того, как должность его секретаря занял Калмуханбет Касымов, то, по мнению политолога, здесь вопрос не в том, какие вопросы расписаны в положении закона о Совете безопасности, а в том, какой политический вес имеет его секретарь. За эти годы была перепробована масса вариантов. Кто-то был секретарем Совбеза просто, а кто-то был секретарем совета безопасности в ранге помощника президента. Кого-то "силовики" реально уважали и боялись, а на кого-то не обращали внимания, да и не все председатели Совбеза сильно вмешивались в их дела.

"Как поставит себя Совет безопасности, и какие вопросы будет решать, зависит от того, какой политический вес у его секретаря. От того, какой он имеет лимит доверия, какие функции, полномочия и задачи получает от главы государства, будет зависеть, какие отношения будут у него складываться с руководителями силовых структур. То есть, здесь все очень индивидуально. Допустим, Габит Байжанов был секретарем Совбеза почти полгода, но говорить о том, что он на этой должности сделал что-то действительно значимое и усилил свое влияние, довольно сложно. Практически за это время мы видели его в качестве члена коллегии силовых министерств, где он выступал на разных совещаниях. Так же можно добавить, что при каких-то председателях Совбез занимался больше аналитикой, при других – вопросами национальной безопасности в целом, при третьих – борьбой с экстремизмом, а при четвертых – координировал работу по борьбе с организованной преступностью. Понятно, что по последним двум пунктам Касымов ближе "к теме", и соответственно, видимо, продвижением этой стратегии и этими вопросами Совбез и будет заниматься", – считает Данияр Ашимбаев.

При этом политолог отметил, что у Касымова на новой должности есть как свои плюсы, так и минусы.

"Доверия президента он не утратил, но нужно понимать, что глава МВД имеет в подчинении огромную структуру. Это и люди, и бюджеты, и полномочия, и т.д. В Совбезе, скажем так, несколько другой фронт работы. Если в МВД практически система единоначалия, и, например, начальник ДВД самостоятельно формирует себе кадровый состав, то в Совете безопасности практически все кадровые вопросы, как и многие другие, решаются Президентом. Поэтому все зависит от того, как там будет выстроена эта работа. Поэтому можно сказать, что с одной стороны для Касымова это повышение, а с другой – объем полномочий министра по сравнению с председателем Совбеза более широк. Конечно, с председателем Совбеза согласовывается масса кадровых вопросов, но самостоятельно он назначений не проводит. То есть в плане формирования кадрового аппарата у секретаря Совбеза "руки связаны". Поэтому, выигрывая в политическом весе, он проигрывает в аппаратном. Также никто не может точно сказать, как долго продержится Калмуханбет Касымов на новой должности, ведь кадровая политика Акорды в этих вопросах достаточно непредсказуема", – резюмировал политолог.

Чеботарев: Президент одним ходом решил несколько вопросов

По мнению политолога Андрея Чеботарева, разместившего пост на своей странице в Facebook, переводом Калмуханбета Касымова на пост помощника президента - секретаря Совета безопасности глава государства решил несколько важных для себя вопросов.

Во-первых, убрал с одной из ключевых должностей в силовом блоке – главы МВД - персону, превзошедшую по уровню своей непопулярности и негативного восприятия в обществе многих других высокопоставленных чиновников. Причем сделал это Президент по принципу "И волки сыты, и овцы целы". То есть, и одного из проверенных в деле людей приблизил к себе, и общественность, настаивающую после трагической гибели Дениса Тена на кардинальном реформировании полиции и ответственности ее руководства, в определенной степени удовлетворил.

"Во-вторых, фактически дал понять, что транзит власти через уход с поста президента страны на позицию пожизненного председателя Совбеза в обозримом будущем ожидать не следует. Аналогичный сигнал был дан широкой общественности и в прошлом году, когда секретарем данного органа был назначен Габит Байжанов. Хотя для занятия этой должности в посттранзитный период годится только кто-то из политических "тяжеловесов" типа Карима Масимова, Адильбека Джаксыбекова или Марата Тажина, на кого Елбасы всегда сможет опереться и контролировать с его помощью все и вся в существующей системе. Приход же Касымова означает, что Совбез, несмотря на смену своего статуса, пока продолжает работать в прежнем режиме. Так что на фоне предстоящих решения Конституционного совета и съезда партии "Нур Отан" глава государства лишний раз пробует заверить сограждан и иностранных наблюдателей, что каких-либо "сенсаций" от этих событий ждать не следует. И, в-третьих, вернул на прежнее место работы – в Службу внешней разведки "Сырбар" Габита Байжанова, который, видимо, востребован больше именно здесь, нежели в Совбезе. Причем его пребывание в Совбезе стало беспрецедентным, поскольку длилось менее 5 месяцев", – написал Андрей Чеботарев.

Также, по мнению политолога, не исключено, что президент решил посмотреть, как на посту его помощника – секретаря Совбеза проявят себя различные представители силовых структур.

"В результате, как видим, здесь уже побывали в разное время Кайрат Кожамжаров (финансовая полиция), Владимир Жумаканов (КНБ) и Габит Байжанов (СВР "Сырбар"). Теперь же пришла очередь представителя МВД. В общем, как говорится, "нет предела совершенству", – подытожил автор поста.

Кривошеев: В какой-то момент оставаться просто профессиональным функционером недостаточно

Свои размышления по факту перестановки в силовых ведомствах изложил в своем блоге экономический обозреватель Денис Кривошеев.

"Экс-министр внутренних дел Калмуханбет Касымов назначен помощником Президента — секретарем Совета безопасности РК, на его место пришел зам — Ерлан Тургумбаев. Так сказать, человек из системы, что, кстати, сильно резонировало с предсказаниями кабинетных стратегов, ежедневно обсуждающих движения в высших эшелонах власти. Никаких сенсаций. Одного генерала заменили на другого. Многие поспешили порадоваться, многие говорили о победе над системой, но, как мне кажется, все куда банальнее. Касымов в должности министра с 12 апреля 2011 года. Получается, его запустили в глубокий космос аж восемь лет назад, это серьезный срок, один из самых длинных в рамках существующей парадигмы власти. Менялись премьер-министры, уходили и приходили его замы, но он сохранял пост и только наращивал количество звезд на погонах. В конце концов, министерство остановилось в развитии. У главы государства был запрос на новые идеи, на трансформацию, но, как известно, любая трансформация начинается со смены руководителя, так как старый иногда просто не может понять, что нужно улучшить, чтобы ничего не менять", – написал Денис Кривошеев.

По его мнению, форма и некоторая открытость не были ответом на системные вызовы. Быстрые расследования скандальных дел не отменяли запроса на их отсутствие, в смысле того простого утверждения, что общество предпочитает предупреждение преступности и безопасность, нежели усердие при раскрытии громких преступлений. Реформа, затеянная несколько лет назад, дала предсказуемый сбой и вызывала уже не просто раздражение сложившимся положением дел, но и грозила массовыми протестами.

"Полицейские превратились в подорожники, их захлебнула коррупция, а при росте преступности и низкой раскрываемости это вело к ухудшению климата в целом в стране. Терпеть уже не было сил. И вот в какой-то момент оставаться просто профессиональным функционером недостаточно. Нужно просто уйти. Это и произошло. Быстро. Без оглядки. При этом Касымов сохранил доверие главы государства в целом, так как был назначен на более ответственный участок с точки зрения национальной безопасности. Туда, где важны опыт и знания, а также верность принятым на себя обязательствам", – подытожил Денис Кривошеев.

12 февраля 2019 года Указом главы государства Тургумбаев Ерлан Заманбекович назначен Министром внутренних дел РК. На этом посту он сменил Калмуханбета Касымова, который назначен секретарем Совета безопасности РК.

Подготовил Владимир Демидов

Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: