Формирование у молодежи иммунитета против псевдорелигиозных течений – требование времени
Социологические исследования показывают, что большинство молодежи в нашей стране являются приверженцами традиционных конфессий, сообщает Zakon.kz.
По официальной статистике, представленной Центром исследования проблем религий акимата города Астаны, сегодня удельный вес молодёжи в Казахстане в возрасте от 14 до 29 лет составляет 27,5% от общей численности всего населения, или более 4,5 млн человек. Четко прослеживается рост динамики религиозности молодежи. Данные социологических исследований показывают, что если в 2003 г. доля назвавших себя «религиозными людьми» молодых людей составляла 38,7%, то по результатам 2013 г. – 73,9%. То есть, за 10 лет процент религиозности молодежи практически удвоился.
Поэтому сегодня большинство профилактических мероприятий, которые предусмотрены государственное политикой, проводятся в основном с молодежью, чтобы сформировать иммунитет к идеологии различных псевдорелигиозных течений. Именно на молодой возраст приходятся основные социальные и демографические жизненные циклы человека: получение образования и знаний, выбор профессии и социализация в обществе, формирование основного круга общения, духовных принципов и ориентиров.
При этом молодежь, проживающая в городах, незначительно превалирует, составляя 56 %, над сельской частью, которая составляет 44%. Социологические исследования показывают, что большинство молодежи являются приверженцами традиционных конфессий.
В подавляющем большинстве молодые люди придерживаются религии, являющейся традиционной для их национальности. Так, среди казахов 96,9% респондентов назвали себя мусульманами, среди опрошенных представителей русской молодежи к православным себя отнесли 92,9% респондентов. На вопрос о том, что повлияло на выбор религиозной принадлежности (2011г.), 18,6% респондентов казахов или практически каждый пятый отметил, что имел собственный путь выбора религии. 79,3% населения отметили, что их религия была обусловлена выбором родителей. Таким образом, тезис о том, что религия в Казахстане зачастую обусловлена религиозной принадлежностью родителей, находит однозначное подтверждение.
Как мы видим, молодежь как наиболее активная часть общества является более религиозной, и показывает динамику роста, но при этом, хотя молодежь и отождествляют верующими, однако практически не участвуют в религиоз¬ной жизни. Этот феномен мы называем «поверхностные верующие». Так среди верующих подавляющее большинство около 67 % - составляют так называемые «пассивные» верующие. Они не участвуют активно в жизни религиозной общины, но называют себя верующими. Поэтому, когда речь идет о повальной религиозности молодежи, необходимо учитывать данное обстоятельство.
Сегодня религиозность молодых носит поверхностный харак¬тер, для которого характерно внутренняя направленность веры, не нуждающаяся в исполнении религиозных обрядов, а также достаточно низкий уровень участия в религиозной жизнедеятельности. Религиозные представления у молодежи достаточно размыты, отсутствует ясное содержание.
Среди молодежи эксперты выделяют три вида религиозности:
1) Осознанная – полное/частичное погружение и рациональное/осмысленное следование религиозным догмам (атрибутика, манера речи, молитва);
2) Выборочная – выполнение обрядов не требующих затраты сил, времени, финансов;
3) «Модная» – под веянием времени, окружения, жизненных трудностей и т.д.
Исследование подтверждает, что глубоких корней религиозности молодежь не имеет. Вероятно, в большей степени это не столько вера в бога, сколько «мода» на религию. Это особенность молодежи имеет две стороны. Первое - это может привести к углублению религиозности нашей молодежи. Второе - отсутствие глубокого понимания религиозных учений и слабой религиозной информированности может привести молодежь в сети различных экстремистских религиозных течений, радикалы могут использовать религиозную безграмотность в своих целях.
Так, в последние годы все более актуальной проблемой становится участие молодежи в экстремистской деятельности. Экстремистские взгляды и учения, категорически отрицающие существующий и общепринятый комплекс этических ценностей и при этом выступающие за грубую смену ценностных ориентаций несут в себе опасность для общества и психики молодежи. Показательно, что, по оценкам научно-исследовательского центра «Молодежь», более 55% экстремистов являются молодыми людьми в возрасте 17-29 лет. Как мы видим, активизация пропаганды международного религиозного экстремизма в основном нацелена на молодежь.
Поэтому сегодня важным является проведение среди молодежи профилактических работ, чтобы молодежь различало, кто есть кто, чтобы не подавалось влиянию и вербовке радикальных религиозных структур, которые могут использовать религиозную безграмотность молодежи. В таком положении молодежь, словно губка, верить всему что говорят. В этом случае выиграет тот, кто первым обратиться к молодежи с правильными или ошибочными установками. Формирование у молодежи иммунитета против псевдорелигиозных течений является требованием времени. Этому будет способствовать реализация Концепции государственной политики в сфере религии на 2017-2020 годы, утвержденная Президентом страны.