Почему президент защитил "Кок-Жайлау"
Проект горнолыжного курорта Кок-Жайлау будет отложен. Об этом заявил в своем официальном аккаунте в Twitter аким Алматы Бауыржан Байбек и подтвердил на своей странице президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Новый глава государства деликатно указал, что господин Байбек следовал его рекомендациям. Основная названная причина – необходимость дополнительного изучения экспертных оценок и мнения жителей города. Как отмечают специалисты, инициатива главы государства выглядит неожиданной — власти Алматы еще осенью 2018 года провели предусмотренные законодательством общественные слушания и в целом начали подготовительный процесс передачи земельных участков, посчитав, что одержали над общественниками победу. Однако Касым-Жомарт Токаев все-таки вмешался, продемонстрировав готовность реагировать на реальные проблемы. О деталях этой истории — в материале Zakon.kz.
Курортный роман в трех томах
Вопрос о строительстве нового горнолыжного курорта в урочище Кок-Жайляу городские власти Алматы поставили в 2007 году. Тогда распоряжением акима Имангали Тасмагамбетова была создана рабочая группа для выработки предложений по строительству курортно-горнолыжной базы Кокжайлау. Особого внимания общественности решение тогда не привлекло, но и проект некоторое время остался лишь на бумаге. Однако уже спустя четыре года следующий аким — Ахметжан Есимов вывел его в активную фазу. Было заявлено о создании международного курорта, где общая протяженность лыжных трасс превысила бы 100 км, с пассажирскими канатно-кресельными дорогами, гостиницами, ресторанами, торгово-развлекательными центрами и полями для гольфа. Все объекты должны были быть обеспечены инфраструктурой: автомобильной дорогой, автостоянками, электро-, газо- и водоснабжением.
В окрестностях Алматы уже функционировало несколько подобных объектов, самый известный из которых – Шымбулак. Близость к крупнейшему в стране городу, долгий сезон катаний – до семи месяцев – и относительно невысокие цены в сравнении с существующими горнолыжными базами свидетельствовали в пользу того, что новый проект будет экономически эффективным. Помимо роста туристического потока, новый курорт, по словам занимавшего тогда должность вице-премьера - министра индустрии и новых технологий Асета Исекешева, должен был обеспечить рабочими местами свыше 100 тысяч человек.
В декабре 2013 аким Алматы Ахметжан Есимов сообщил журналистам о том, что "привлекали лучших иностранных разработчиков, чтобы они нам помогли в реализации данного проекта. Приезжал президент знаменитого французского горнолыжного курорта Куршавель. Всего на проект государство затратит $500 млн — на инфраструктуру проекта, а частные инвесторы вложат от $1 млрд до $1,5 млрд в строительство".
Однако уже в январе началось активное противодействие проекту: противники строительства курорта объединились в общественный экспертный совет "Кок-Жайлау". Упомянув широкую дискуссию в СМИ c участием специалистов по биологическому разнообразию, туризму, горнолыжному спорту, представителей экологической общественности, члены совета взяли на себя "функции, связанные с участием в подготовке и проведении всех предусмотренных законодательством общественных экспертиз, обнародованием и публичным обсуждением решений, касающихся прав граждан и охраны окружающей среды применительно к урочищу "Кок-Жайлау"".
В чем загвоздка?
Основная проблема заключалась в том, что "Небесное пастбище" (так переводится название будущего курорта) входило в Иле-Алатауский государственный национальный природный парк и застройке не подлежало. Однако, несмотря на общественный протест, 1002 гектара земель нацпарка в декабре 2014 года были переведены в категорию земель запаса Медеуского района для строительства и функционирования горнолыжного курорта.
Кроме того, прозвучало предложение развивать существующие курорты вместо строительства новых. На это, по мнению экспертов, уйдет от трех до пяти лет. Правда, это не означает, что о проекте забудут. За это время, как полагает аким города, будет набран необходимый опыт, будут подготовлены кадры, будет изучено мнение жителей и гостей курортов.
- Нужно связать горные локации. Турист не приедет на шесть отдельных курортов. В Европе есть горные трассы, которые соединяют две страны. Консультантами предложено не строить гостиницу. Люди могут приехать, остановиться в гостинице, поехать кататься и вернуться. Предлагаю сейчас проект доработать и отложить, курорт нужно строить, но нужно идти понемногу, с учетом мнения общественности. Нужно развивать имеющиеся курорты, - сказал Бауыржан Байбек.
Очень похоже, что администрации города "порекомендованный" президентом отказ от проекта, хоть и временный, дается непросто. Однако, сложно отрицать и негативный общественный фон, на который, очевидно, и обратил внимание властей Алматы глава государства: под онлайн-петицией против строительства курорта тем временем стоит уже более 33 тысяч подписей. Хотя бы поэтому, как подчеркнул на условиях анонимности один из активистов, защищающих Кок-Жайлау, внимание президента — очень важная составляющая общественного обсуждения, демонстрирующая, что новый президент готов применять в работе с людьми новые, и зачастую, очень яркие форматы взаимодействия. Тем более, что сложно отрицать коммерческую привлекательность замороженного президентом проекта. По информации акима Байбека, "сегодня наши курорты переполнены. В прошлом году порядка 8 тысяч человек в день принимали курорты Медеу и Шымбулак. Можно каждый год по 2 миллиарда долларов получать".