Как премьер-министр Токаев вытаскивал экономику из кризиса
Касым-Жомарт Токаев, будучи премьер-министром, сыграл важную роль в укреплении казахстанской государственности. В 1999-2002 годы он выполнил поручение президента Назарбаева, передает NewTimes.kz.
Здесь можно начать со следующего вопроса - что же представляла собой экономика нашей страны в момент вступления Токаева в должность главы Кабмина?
Сказать, что это был очень сложный период развития экономики значит не сказать вообще ничего.
В наследство от СССР Казахстану досталась разбалансированная экономика, построенная по принципу сырьевого придатка плановой экономической системы. К концу 1990-х годов страна проводила комплекс болезненных реформ, которые были призваны перестроить структуру экономики. Это спровоцировало и резкое снижение объема ВВП, и гиперинфляцию, и все возможные негативные последствия спада.
Казахстан в конце 1990-х годов оказался под критически жестким давлением - тогда казалось, что понадобятся многие годы для перехода на новый уровень развития.
Однако Токаев оказался весьма деловым реформатором - ему было 46 лет, когда он возглавил четвертый состав правительства. И Назарбаев тогда рассчитал все очень верно. Ведь считается, что это самый продуктивный возраст - когда политик еще полон сил и энергии, он готов к переменам и при этом его политический опыт уже позволяет принимать выверенные решения.
Это был очень сложный политический и жизненный экзамен Токаева на роль управленца высшего звена в правительстве. И нужно отметить, что результаты токаевского периода работы говорят о реальном успехе. Это демонстрируют и макроэкономические индикаторы того времени. В 1999 году темп роста ВВП Казахстана составлял 2,7%. А с 2000 года экономика стала демонстрировать энергичный прирост - начав с 9,8%, в 2001 году - 13,5%, и в 2002 году 9,8%. Такая динамика сохранялась до 2008 года и это десятилетие заложило крепкую базу развития.
В 1999 году инфляция составила 17,8% - благодаря действиям правительства - к 2002 году ее удалось снизить до 6,6%. В те годы также удалось обуздать рост безработицы в стране: в 1999 году она составляла 13,5% и с 2001 года (10,4%) - началось ее плавное снижение.
В целом, по данным важным макроэкономическим параметрам видно, что со своим опытом и навыками Токаев выступил эффективным кризис-менеджером и сумел не только остановить спад, но и уверенно вывести экономику в плюс.
Вообще перед Токаевым и его кабинетом министров тогда встал целый комплекс задач. Реализуя поручения президента Назарбаева, правительство во главе с Токаевым приступило к претворению в жизнь двух амбициозных стратегических проектов, ранее нe имевших прецедента на всем пространстве бывшего СССР.
Первым был перенос столицы из Алматы и строительство совершенно нового современного города. Вторым было переформатирование системы государственного планирования и подчинение его единой цели на несколько десятилетий вперед. Если не брать во внимание масштабность каждого из проектов, то сложность в их
осуществлении добавляло и отсутствие в стране соответствующего опыта.
И Токаев справился с вызовами. Ведь на кону стояла его карьера, его личные устремления, доверие co стороны президента и народа молодого государства. Здесь, думается, оказали большое влияние такие факторы как работа Токаева в 1980-е годы в огромном модернизировавшемся Китае, который перенастроил свою экономику на рыночные принципы. Тем самым, масштабность поставленных задач не пугала Токаева, а лишь расширяла горизонты активности.
Важным был и сильный интеллектуальный бэкграунд премьера, который имел солидные образование и знания, а также был научен быстро потреблять и обрабатывать новую информацию на нескольких языках.
Таким образом, Токаев мог быстро осваивать новые идеи и переводить их в формат реальных прикладных действий. Это именно те качества, как полагал тогда Назарбаев, которые и были очень нужны в быстро растущем молодом государстве.
Вообще тот яркий период можно долго описывать в терминах "первый", "исторический", "новый", "прорывной". Ведь именно такими были многие инициативы и меры, которые принимало правительство.
В Казахстане начала формироваться рыночная экономика. К 2002 году доля малого и среднего бизнеса в экономике превысила 18%, а всего в республике было зарегистрировано около 400 тыс предприятий МСБ, в которых были заняты более 1,6 млн казахстанцев. Таким образом, экономические реформы, начатые еще на заре независимости, стали приносить свои плоды.
В целом, на период премьерства Токаева выпало первое десятилетие суверенного развития Казахстана. Те годы Назарбаев называл как "10 лет, равные столетию". Все было новым, все было важным. И нужно отметить, что многие инновации того периода действуют и по сей день. Таким образом, можно сделать и следующие умозаключения.
Если смотреть на статистику и различные индикаторы, то можно заметить, что именно с периода 1999-2002 годов произошел переломный момент в развитии Казахстана. Страна тогда сделала очень заметный и мощный скачок по многим направлениям, сумев преодолеть многие ограничения начального периода. Энергичный заряд того периода еще долгое время питал динамику роста республики.
Кроме того, именно в тот период были заложены прочные основы в развитии многих отраслей экономики и сфер жизнедеятельности, облик которых мы видим в настоящее время. В те несколько ключевых лет шло создание нового Казахстана, с новой столицей и принципами устройства государственности.
Поэтому можно утвердительно говорить, что Токаев стоял у истоков формирования и реализации "модели Назарбаева".
И в целом, то время запомнилось, главным образом, решительным изменением логики развития Казахстана – от построения контуров государственной системы в фарватере постсоветской эпохи к кардинально новым, самостоятельно обозначенным долгосрочным горизонтам. И весь этот колоссальный опыт и позволил Токаеву уверенно стать во главе Казахстана на его новом историческом рубеже.