Депутаты переживают за чистоту казахстанской нефти на трубопроводе "Дружба"
Председатель Демократической партии "Ак жол", депутат Мажилиса Азат Перуашев направил запрос Министру энергетики РК Канату Бозумбаеву проверить информацию о загрязнении казахстанской нефти, проходящей через трубопровод "Дружба", передает Zakon.kz.
19 апреля стало известно о загрязнении нефти в трубопроводе, по которому сырье из России через Беларусь поступает в Европу и на Украину.
Среди 37 млн баррелей испорченной нефти стоимостью 2 млрд 600 млн долларов США, по словам Перуашева, есть и казахстанская нефть.
И хотя источник загрязнения был обнаружен на участке Самара – Унеча, а российские правоохранительные органы возбудили уголовное дело и арестовали четверых подозреваемых по статье о повреждении нефтепровода по предварительному сговору, целый ряд европейских получателей нефти – Польша, Чехия и Венгрия – объявили о прекращении приема нефти из данного трубопровода, а Беларусь обвинила российскую сторону в том, что некондиционная нефть нанесла ущерб ее нефтеперерабатывающим заводам, и потребовала денежной компенсации. Финансовые претензии к оператору ожидаются и от западных партнеров.
По данным экспертов, по маршруту "Атырау - Самара" прокачивается ежегодно около 15 млн тонн нефти из Казахстана, но теперь российский оператор трубопровода – компания "Транснефть" обратилась к поставщикам с просьбой сократить поставки нефти, пока "грязное сырье" не будет слито из трубопроводов и утилизировано.
Между тем, по оценкам источников, на чистку трубопровода потребуется около полугода. То-есть, наша страна несет прямой ущерб не только в доле испорченной нефти, но также упущенную выгоду в виде сокращения объемов поставок, что может привести к срыву исполнения контрактов и появлению финансовых санкций со стороны покупателей уже и к казахстанским компаниям.
В этой связи, фракция "Ак жол" просит министерство энергетики подтвердить либо опровергнуть изложенную информацию, а в случае ее подтверждения - обеспечить защиту национальных экономических интересов.
И прежде всего - прояснить, в какую сумму оценивается ущерб от данного чрезвычайного происшествия для нашей страны, каким образом предполагается его компенсировать, и планируется ли в этой связи предъявление финансовых претензий российской стороне , что, на наш взгляд, было бы логичным и обоснованным шагом.