Трехлетний бюджет, отставка за коррупцию подчиненных, статус педагога – итоги недели
О важных изменениях в законодательстве и жизни казахстанцев, произошедших на этой неделе, рассказывает zakon.kz.
Парламент принял трехлетний бюджет
На пленарном заседании мажилиса парламента депутаты палаты согласились с поправками Сената в проект закона "О республиканском бюджете на 2020-2022 годы". Расходная часть бюджета увеличена на 40,8 млрд тенге за счет перераспределения средств и резерва правительства.
Сенатом было внесено 44 поправки, которые связаны с изменениями, дополнениями, вносимыми в текст законопроекта в связи с перераспределением расходной части республиканского бюджета.
Так, 41 поправка предполагает перераспределение расходной части республиканского бюджета на 2020-2022 годы. За счет перераспределения средств увеличены расходы в 2020 году на 15 млрд тенге, в 2021 году - на 17,6 млрд тенге, в 2022 году - на 8,1 млрд тенге. Из них по социальному блоку на 2020 год - 1,9 млрд тенге, на 2021-2022 годы - по 100,2 млн тенге. По реальному сектору на 2020 год - 11,9 млрд тенге, на 2021 год - 16,4 млрд тенге, на 2022 год - 6,5 млрд тенге. По силовому блоку на 2020 год - 1 млрд тенге, на 2021 год - 1,1 млрд тенге, на 2022 год - 1,6 млрд тенге. По другим направлениям на 2020 год - 298,6 млн тенге. Резерв правительства в 2020 году уменьшен на 15 млрд тенге, и стал источником для увеличения вышеназванных расходов.
В общем, расходная часть увеличена на 40,8 млрд тенге, в том числе в 2020 году на 15 млрд тенге. Финансирование увеличения расходов будет осуществляться за счет перераспределения расходов, которые были предусмотрены в резерве правительства, и в расходах на новые инициативы.
В частности, предложения по увеличению предусматривают на 2020-2022 годы финансирование таких направлений, как газификация Туркестанской и Жамбылской областей, города Шымкент на общую сумму 17,1 млрд тенге, в том числе на 2020 год - 4,9 млрд тенге; строительство водопроводов в Северо-Казахстанской, Кызылординской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской областях, городе Жезказган на общую сумму 5,2 млрд тенге, в том числе на 2020 год - 2,2 млрд тенге.
Кроме того, дополнительно планируется строительство зданий, сооружений и капитальный ремонт Военного института национальной гвардии, комплекса пограничной подготовки к проведению форума межрегионального сотрудничества в 2020 году в сумме 1,3 млрд тенге; строительство канализационного коллектора в поселке Доссор Атырауской области, парка Жер-Уйык (теннисный центр) в столице в 2020 году - 1,6 млрд тенге. 832 млн тенге планируется направить в следующем году на подготовку и проведение 1150-летия Абу-Насра Аль-Фараби и подготовку экспозиции в павильоне "Казахстан" ВДНХ.
В то же время 1,4 млрд тенге будет выделено на строительство транспортной развязки на пересечении улицы Бухтарминская с Кульджинским трактом в городе Алматы в 2020 году, и еще 580 млн тенге будет предусмотрено "путем внутреннего перераспределения в рамках программы "Ремонт и организация содержания, направленная на улучшение качества автомобильных дорог общего пользования".
Также в сравнительной таблице добавлены пункты: для подготовки к 30-летнему юбилею Независимости Казахстана - 145,2 млн тенге, для обеспечения информационным сопровождением деятельности сената в СМИ - 460,5 млн тенге, вместе с тем, сокращены расходы на 145,6 млн расходы по подпрограмме "Создание систем управления автопарком" в связи с нецелесообразностью финансирования данных расходов на текущий момент. Еще на 1 млн тенге депутаты увеличили на проведение капитального ремонта здания НЦ "Бобек", которое не ремонтировалось 25 лет.
В целом, доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) по прогнозам министерства национальной экономики составят в 2020 году 8,1 трлн тенге, в 2021 году 8,7 трлн тенге, в 2022 году 9,5 трлн тенге. Дефицит бюджета в 2020 году планируется на уровне 2,1% к ВВП с последующим снижением в 2021 году до 1,5% к ВВП и в 2022 году до 1,0% к ВВП. С учетом указанных параметров расходы республиканского бюджета определены в 2020 году в объеме 12,9 трлн тенге, в 2021 году - 13,2 трлн тенге, в 2022 году - 13,7 трлн тенге.
Поправки по вопросам госслужбы и противодействия коррупции
Глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы и противодействия коррупции".
Поправки направлены на повышение персональной дисциплины, ответственности первых руководителей при совершении коррупционных преступлений их подчиненными.
В частности, закон решает отдельные проблемные вопросы и коллизии, выявленные в ходе правоприменительной практики.
Во-первых, предусматривается возможность внеконкурсного назначения на госслужбу выпускников ведущих зарубежных вузов, а также лиц, имеющих опыт работы в международных, транснациональных и зарубежных компаниях, руководителей в субъектах квазигосударственного сектора.
Список ведущих зарубежных вузов будет определяться Республиканской комиссией по подготовке кадров за рубежом, перечень зарубежных компаний – Национальной комиссией по кадровой политике.
На этих лиц, будут распространяться все требования предусмотренные законодательством о госслужбе и противодействию коррупции.
Во-вторых, предусматривается возможность повышения квалификации государственных служащих в иных организациях образования по профилю деятельности государственного органа.
Ранее повышение квалификации и переподготовка госслужащих осуществлялась только в Академии государственной службы.
Теперь, по узкоспециализированным направлениям госорганы могут обучать своих служащих в отраслевых организациях образования. К примеру это могут быть сферы геологии, недропользования, сельского хозяйства, финансов и другие.
В-третьих, закрепляется возможность создания единых служб управления персоналом, дисциплинарных и конкурсных комиссий для центрального государственного органа.
Ранее такие комиссии предусматривались для районного и областного уровней.
В рамках оптимизации госаппарата и централизации отдельных функций министерства теперь могут создавать единые службы управления персоналом для ведомств и территориальных подразделений.
В-четвертых, предусматривается замена служебных удостоверений административных государственных служащих на идентификационные карты.
Они будут на видном месте как бэйджи. Это позволит повысить клиентоориентированность государственных служащих.
Граждане при посещении госоргана будут видеть должность и фамилию госслужащего, что значительно упростит коммуникации
В-пятых, устанавливается обязанность госслужащих, обучающихся в рамках госзаказа по возмещению бюджетных средств, выделенных на их обучение, в случае незавершения обучения.
В настоящее время уже предусматривается отработка по завершению обучения. Однако, возмещение средств лицами не завершившими обучение осуществляется на основании отдельных договоров. Теперь это регламентировано на законодательном уровне.
В-шестых, предусмотрена отмена испытательного срока для лиц, повторно поступающих на государственную службу, за исключением лиц, ранее уволенных по результатам оценки их деятельности, испытательного срока, итогов аттестации либо по отрицательным мотивам.
Испытательный срок устанавливается для определения возможности кандидата исполнять должностные обязанности.
Однако практика показывает, что если кандидат ранее уже работал на госслужбе, то повторный испытательный срок нецелесообразен.
В-седьмых, государственные служащие центральных государственных органов наделяются правом на участие во внутренних конкурсах, проводимых их ведомствами и территориальными подразделениями.
В рамках усиления принципов меритократии ранее предусматривалась возможность служащим территориальных подразделений и комитетов участвовать в конкурсах вышестоящих органов, в частности, министерств. Однако и в нижестоящих госорганах могут проводиться конкурсы на руководящие должности.
Теперь работники министерств и комитетов могут в них участвовать, то есть во внутренних конкурсах на вышестоящие должности в территориальных подразделениях.
В-восьмых, в целях усиления этики госслужащих вводится ограничение на занятие должности в порядке перевода, а также по итогам внутреннего конкурса при наличии у госслужащего неснятого дисциплинарного взыскания за нарушение норм служебной этики.
В настоящее время аналогичное ограничение действует для лиц, совершивших правонарушение, дискредитирующее госслужбу.
При этом исключается возможность наложения дисциплинарного взыскания в виде понижения на временно вакантную должность.
Что изменилось в законодательстве для автомобилистов
Об изменениях и дополнениях в действующем законодательстве для автомобилистов рассказали столичные полицейские.
Отмечается, что в связи с внесением последних изменений и дополнений в действующее законодательство регламентирующее регистрацию, перерегистрацию и снятие с государственного регистрационного учета транспортных средств, а также выдачи и замены водительских удостоверений, гражданам созданы ряд благоприятных условий.
Так, по заявлению владельца до 6 месяцев увеличен срок хранения бывших в употреблении государственных регистрационных номерных знаков соответствующего требованиям национального стандарта. Также при утрате водительского удостоверения выдается новое водительское удостоверение с отметкой "Взамен утерянного" без сдачи экзаменов.
Кроме того, из регистрационного оборота исключено так называемое "временное водительское удостоверение", ранее выдаваемое при утрате действующего водительского удостоверения.
Ветеринарные проверки станут внезапными
Таможенные органы и акиматы регионов вернут часть контрольно-надзорных функций в ведение Минсельхоза РК. Это коснется деятельности в сфере обеспечения ветеринарно-санитарного благополучия страны.
Кроме того, инспекторы ветконтроля МСХ отныне смогут проводить внезапные проверки хозсубъектов.
Эти изменения вводятся новым законом "О внесении изменении и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования агропромышленного комплекса", подписанным главой государства 28 октября текущего год.
В рамках принятого закона внесены поправки в ряд законодательных актов, направленные на совершенствование законодательства в сфере ветеринарии.
В частности, для пресечения оборота несоответствующей ветеринарным требованиям продукции, предусматривается усиление ветеринарного контроля на приграничных территориях при ввозе и перемещении товаров, а также сосредоточение всех контрольно-надзорных функций в области ветеринарии за ведомством уполномоченного органа в области ветеринарии путем:
- возврата функции государственного ветеринарно-санитарного контроля в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС от органов государственных доходов (функции государственного ветеринарно-санитарного контроля в остальных пунктах осуществляется ведомством уполномоченного органа в области ветеринарии);
- возврата функции государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора от местных исполнительных органов. При этом, за местными исполнительными органами останутся реализационные функции в области ветеринарии (организация и проведение ветеринарных мероприятий, идентификация сельскохозяйственных животных и т.д.);
- государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора за перемещением товаров между установленными зонами благополучия, на приграничной территории с сопредельными государствами, на свободных экономических зонах.
Кроме того, предусмотрено изменение структуры ветеринарной службы местных исполнительных органов областей, путем:
- сосредоточения функции в области ветеринарии на областном уровне;
- подчиненности областному уровню государственных ветеринарных организаций городов областного значения, районов с ветеринарными пунктами.
При этом за уполномоченным органом в области ветеринарии закреплено утверждение плановых значений целевых индикаторов в области ветеринарии в разрезе регионов и проведение оценки деятельности подразделении местных исполнительных органов, осуществляющих деятельность в области ветеринарии.
Также в целях повышения эффективности системы ветеринарии предусмотрены:
- особый порядок принятия ветеринарных мер в случае выявления впервые или вновь выявленных особо опасных болезней животных, что позволит своевременно реагировать на изменение ветеринарной обстановки в республике (возможность оперативного приобретения товаров, работ, услуг для локализации или ликвидации впервые или вновь выявленных на территории РК особо опасных, экзотических болезней животных, временная регистрация ветеринарных препаратов);
- возможность владельцам объектов государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора за счет собственных средств в случае обращения проводить референции по обеспечению пищевой безопасности сверх их объема, осуществляемых за счет бюджетных средств на соответствующий финансовый год;
- установление компартмента, регионализации (наделение уполномоченного органа в области ветеринарии по утверждению порядка регионализации, деления на компартамент и принятию решения об их установлении);
- для оперативного выявления причин возникновения и распространения болезней животных исключены требования по предварительному уведомлению проверяемого субъекта (принцип внезапности), регистрация проверки будет осуществляться после ее начала.
Другие поправки носят редакционно-уточняющий характер, направленные на приведение действующих законов и кодексов в соответствие с нормативными правовыми актами Евразийского Экономического союза и устранение пробелов, противоречий и коллизий в правовом регулировании в области ветеринарии.
Мажилис одобрил законопроект "О статусе педагога"
На пленарном заседании мажилиса парламента РК депутаты одобрили в первом чтении законопроект "О статусе педагога", а также пакет сопутствующих поправок к нему. Проект закона состоит из 19 статей и охватывает работу более полумиллиона педагогов.
Законопроектах охватывает 4 направления. Первое - сокращение нагрузки, второе - усиление требований к деятельности педагога, третье - это нематериальные механизмы и четвертое - это материальное стимулирование.
По первому направлению в новом законопроекте предусматривается 10 новых позиций, все они направлены на индивидуальное развитие педагога. Отдельно предусмотрены нормы по сокращению нагрузки на педагога путем установления запрета на привлечение к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчетности, предоставление необоснованных проверок.
Во-вторых, повышение статуса педагога предполагает и усиление требований к его деятельности.
- Поэтому законопроектом предполагается, что с 1 января 2022 года лица, впервые приступающие к осуществлению профессиональной деятельности в качестве педагога должны будут подтверждать соответствие квалификации. Уточняются причины, по которым не допускаются к деятельности, - сообщил министр образования Асхат Аймагамбетов.
Также планируется ввести нематериальное стимулирование деятельности учителей.
Третье - механизмы нематериального стимулирования - по данному направлению предусматривается норма о предоставлении мест в детских садах детям педагогов, предусматриваются также нематериальные стимулы о предоставлении звания заслуженный педагог Казахстана, и доплата к зарплате педагогов, работающих в сельской местности, а также сохранены все социальные стимулы.
Предусматриваются также материальные механизмы.
- В течение 4 лет зарплата учителей повысится в два раза. Конечно, есть опасения у педагогов по данному вопросу. При повышении зарплаты учитывается базовый должностной оклад и надбавка, и этот вопрос в рамках поручения Главы государства будет касаться общей зарплаты и эта работа начнется с января. Доплата в два раза за классное руководство и проверку тетрадей - эта норма затронет 182 тысяч педагогов. А также увеличение периода отпуска для всех педагогов до 56 дней. Сегодня они отдыхают всего 42 дня, - заключил Аймагамбетов.
Также в первом чтении мажилис одобрил сопутствующий проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя". Как поясняется в заключении профильного комитета, в документе предусматривается внесение изменений и дополнений в 18 законодательных акта (3 кодекса и 15 законов).
Отдельно необходимо отметить, что в законопроекте предусмотрены нормы, не касающиеся реализации законопроекта "О статусе педагога", такие как: регламентирующие деятельность организаций по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан РК; направленные на социальную реабилитацию и дерадикализацию лиц (семьи), прибывших из зон террористической активности; устраняющие правовые пробелы и коллизии действующего законодательства в области образования, науки, защиты прав ребенка.
Отдельное внимание депутаты уделили вопросу привлечения учителей к несвойственной их профессиональной деятельности работе.
правительственном варианте депутаты увидели противоречие между отдельными нормами, которые, в одном случае, обязывают педагога "содействовать социальному, культурному и экономическому развитию страны", а в другом – не допускают привлекать его к несвойственным профессиональной деятельности видам работы.
- Прописывая в обязанность педагогов "содействовать социальному, культурному и экономическому развитию общества", мы опять рискуем загрузить их несвойственными функциями. Максимальное время учитель должен быть с учениками, а не на мероприятиях. Недавно я встречался с учителями, в частности, с педагогической общественностью столицы, чтобы обсудить законопроект. Так вот, учителя как настоящие граждане готовы активно участвовать в жизни страны, т.е. они не отказываются, но, прежде всего, они хотят заниматься своим делом – учить детей, - подчеркнул Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин.
По мнению спикера Мажилиса, педагог может выполнять работу, не связанную с его профессиональной деятельностью, но исключительно в тех случаях, которые предусматриваются законами страны. Подводя итоги обсуждения он отметил, что встречи с учителями показали, что сами педагоги поддерживают основные параметры законопроекта. Вместе с тем Нурлан Нигматулин подчеркнул необходимость доработки ряда вопросов.
- До второго чтения необходимо обратить внимание на доработку норм по защите статуса педагога. Нормы по защите чести и достоинства учителей должны быть практичными и обеспечивать как неотвратимость, так и справедливость наказания за посягательство на них, - сказал председатель Мажилиса.
По словам Нигматулина, с 1 января 2020 года зарплата педагогов возрастет на 25% и в 2 раза в течение последующих 4-х лет. Кроме того, законопроектом предусмотрена доплата в 2-х кратном размере за классное руководство и проверку тетрадей, увеличение периода отпуска и другие меры.
Однако только экономических стимулов недостаточно.
- Повышение статуса педагога — это целый комплекс мер, который включает все направления формирования положительного имиджа профессии педагога. Решать все задачи, о которых сегодня мы говорили, должно не только Правительство, но и Парламент, другие государственные органы, да и все общество в целом. Только таким образом используя весь комплекс мер, можно на деле добиться высокого статуса наших педагогов, - заключил спикер Мажилиса.
Изменения при расчетах ставки вознаграждения с 1 января 2020 года
Постановлением правления Национального банка РК от 11 ноября 2019 года внесены изменения в Правила расчета годовой эффективной ставки вознаграждения по договору займа.
Правила устанавливают порядок расчета годовой эффективной ставки вознаграждения по договору займа, заключаемому с заемщиком-физическим лицом.
- В расчет годовой эффективной ставки вознаграждения по договору займа не включается неустойка (штраф, пеня) за нарушение обязательства по возврату суммы займа и (или) уплате вознаграждения по договору займа, - гласит поправка.
Постановление вводится в действие с 1 января 2020 года.
Изменения в правилах выплаты госстипендий
Правительство Казахстана своим постановлением от 20 ноября 2019 года внесло изменения и дополнения в Правила назначения, выплаты и размеров государственных стипендий обучающимся в организациях образования.
Так, государственная стипендия назначается студентам, интернам, магистрантам, обучающимся по государственному образовательному заказу, а также переведенным на обучение по государственному образовательному заказу, получившим по результатам промежуточной аттестации (экзаменационной сессии) эквивалент оценок, соответствующий оценкам "отлично", "хорошо".
Государственная стипендия выплачивается ежемесячно с первого числа месяца, следующего за промежуточной аттестацией (экзаменационной сессией) и каникулами, включительно до конца месяца, в котором заканчиваются академический период, промежуточная аттестация и каникулы.
Обучающимся выпускных курсов государственная стипендия выплачивается до даты отчисления в связи с окончанием организаций образования.
Обучающимся в рамках первого направления госпрограммы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы "Еңбек", стипендия выплачивается независимо от результатов промежуточной аттестации (экзаменационной сессии).
Стипендия на первый академический период назначается всем студентам, магистрантам, зачисленным на первый курс (первый год обучения) по государственному образовательному заказу, и выплачивается с 1 сентября ежемесячно до завершения первого академического периода.
В последующих академических периодах государственная стипендия назначается студентам, магистрантам и выплачивается по результатам промежуточной аттестации за предшествующий академический период.
Студентам, интернам, магистрантам, представленным на государственную стипендию по результатам летней промежуточной аттестации (экзаменационной сессии), государственная стипендия за период летних каникул выплачивается суммарно за два месяца - июль, август.
Студентам, интернам, магистрантам, докторантам, которые не сдали промежуточную аттестацию (экзаменационную сессию) в сроки, определенные академическим календарем, по уважительным причинам (болезнь, семейные обстоятельства, стихийные бедствия, обучение по академической или кредитной мобильности), руководством организации образования после представления обучающимся подтверждающих документов устанавливаются индивидуальные сроки сдачи промежуточной аттестации (экзаменационной сессии).
В период нахождения студентов, интернов, магистрантов, слушателей резидентуры, докторантов в академическом отпуске государственная стипендия не выплачивается, за исключением академических отпусков, предоставленных на основании медицинского заключения (заключение врачебно-консультационной комиссии).
Студентам, интернам, магистрантам, слушателям резидентуры, докторантам, возвратившимся из академического отпуска, назначение и выплата государственной стипендии осуществляются после устранения академической разницы в учебных планах.
Студентам, интернам, магистрантам, слушателям резидентуры, докторантам, оставленным на повторный год обучения по болезни с момента их возвращения, государственная стипендия назначается и выплачивается по итогам предыдущего семестра, в котором выполнен учебный план.
Студентам, интернам, магистрантам, слушателям резидентуры, докторантам, больным туберкулезом при наличии соответствующего медицинского заключения государственная стипендия назначается и выплачивается за период нетрудоспособности, но не более десяти месяцев со дня наступления нетрудоспособности независимо от итогов предыдущего семестра.
Инвалиды по зрению и инвалиды по слуху, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся под опекой (попечительством), а также студенты и магистранты, имеющие по результатам промежуточной аттестации (экзаменационной сессии) оценки только "отлично", имеют право на получение повышенной государственной стипендии, (за исключением магистрантов, обучающихся в автономной организации образования "Назарбаев Университет").
Государство будет по-новому регулировать цены на газ
На пленарном заседании Мажилиса депутаты одобрили в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам газа и газоснабжения", предусматривающий регулирование цен на газ.
По словам вице-министра энергетики РК Махамбета Досмухамбетова, в настоящее время наблюдается динамичное активное развитие газовой отрасли.
- Так, с 2014 по текущий год уровень газификации вырос с 42,5% до 50%. Потребление газа за этот период выросло с 12,5 до 16 млрд кубометров в год. Сегодня голубое топливо активно используется населением, промышленностью, а также для производства тепловой и электрической энергии. Законом были урегулированы порядок и обеспечение газом внутреннего рынка, введены институт национального оператора в сфере газа и газоснабжения, механизмы госрегулирования цен. Приоритетом установлено обеспечение энергетической безопасности страны, снабжение населения голубым топливом, снижение экологической нагрузки. При этом цены на газ на внутреннем рынке субсидируются национальным оператором в сфере газа за счет экспорта, - сказал он.
Замглавы ведомства добавил, что сегодня назрела необходимость нового этапа госрегулирования газовой сферы в целях стимулирования более широкого применения газа и привлечения инвестиций в глубокую переработку газа.
- Сохраняя приоритет стабильного газоснабжения населения и дальнейшей газификации, законопроектом предусмотрено отдельное установление цен для различных новых категорий инвестиционных проектов. Первое, утверждаемые государством цены значительно ниже себестоимости газа, что является сдерживающим фактором для развития газовой отрасли. С другой стороны отказ от госрегулирования на данном этапе и полный переход к рыночному ценообразованию приведет к резкому росту цен на газ. В связи с этим с целью стимулирования нефтегазохимии, выработан механизм установления цен товарного газа для таких проектов по следующей формуле - "Себестоимость поставки газа плюс минимальная норма рентабельности Национального оператора 7%, - сказал он.
Кроме того, планируется перевести муниципальный автопарк на газ.
- Второе, газ в качестве топлива имеет ряд преимуществ в сравнении с применяемыми традиционными видами топлива. В 2018 году правительством принята программа развития применения природного газа в качестве моторного топлива, реализация которой позволит снизить экологическую нагрузку, оптимизировать затраты автотранспортных средств, создать новые рабочие места. К 2022 году планируется перевести муниципальный автопарк, в газифицированных регионах страны, количество автопарка 12 тысяч единиц. Установление безубыточной цены на газ для производства компримированного и сжиженного природного газа позволит стимулировать развитие рынка газомоторного топлива и является одним из условий успешной реализации данной программы, - сообщил Досмухамбетов.
Третьей категорией потребителей газа, установленной данным проектом закона, являются новые электростанции.
- Несмотря на общий профицит электроэнергии, в Казахстане в настоящее время имеется недостаток регулирующих мощностей, способных маневренно восполнять дефицит в энергосистеме. Это обусловлено с тем, что около 70% электрической энергии вырабатываются угольными электростанциями, которые не предназначены для регулирования энергосистемы. Создание регулирующих мощностей, способных в короткий период времени покрыть данный дефицит возможно путем строительства парогазовых станций. Развитие маневренных мощностей позволит снизить расходы на российское регулирование и в перспективе создать резерв маневренных мощностей. Что особенно важно в условиях развития солнечной и ветровой генерации, - добавил он.
В целом, по его данным, законопроектом предусматривается возможность установления цены на газ на долгосрочный период для привлечения инвестиций в строительство таких парогазовых станций.
- Помимо этого законопроектом предусматривается синхронизация сроков установления цен для недропользователей и цен оптовой реализации товарного газа, а также устранение правовых пробелов. Нормы позволят сохранить текущий механизм ценообразования газа для действующих потребителей, не аккумулируя дополнительные убытки национального оператора при поставках газа для инвест проектов, - заключил вице-министр.
Индивидуальные договоры с поставщиками тепла
По новому законодательству о естественных монополиях потребитель обязан заключать индивидуальные договоры с субъектом естественной монополии на каждый вид предоставляемых регулируемых услуг в соответствии с типовыми договорами, утвержденными уполномоченным органом. Об этом сообщили в КРЕМЗКиПП МНЭ РК.
Типовой договор предоставления регулируемых услуг, утвержденный приказом министра нацэкономики от 24 июня 2019 года, обязует поставщика подавать своему потребителю тепловую энергию через присоединенную сеть энергопередающих организаций.
При этом параметры (качество) поставляемой потребителям тепловой энергии определяются по показаниям приборов коммерческого учета, установленных на границе балансовой принадлежности сторон, и должны соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами или иной нормативно-технической документацией в области энергетики, а также температурному графику, составленному поставщиком и согласованному с местными исполнительными органами.
То есть поставщик обязан обеспечить своего потребителя тепловой энергией в соответствии с заключенным договором.
Также в комитете отметили, что по Правилам предоставления коммунальных услуг в столице, потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать требованиям, установленным нормативно-технической документацией по:
- теплоснабжению – санитарным нормам, определяющим температуру воздуха в жилых помещениях – круглосуточно в течение отопительного сезона;
- электроснабжению – параметрам электрической энергии по действующему стандарту – круглосуточно в течение года;
- холодному и горячему водоснабжению – гигиеническим требованиям по составу, свойствам и температуре нагрева подаваемой воды, а также расчетного расхода воды в точке разбора – круглосуточно в течение года.
Параметры качества услуг в сфере теплоэнергетики в свою очередь определены Строительными нормами и правилами РК, известные как СН РК, СНиП РК и Санитарно-эпидемиологические требования к административным и жилым зданиям.
По Санитарно-эпидемиологическим требованиям к административным и жилым зданиям расчетная температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период должна составлять:
Как отметили в КРЕМ, в рамках норм Типового договора потребитель имеет право требовать от поставщика тепловой энергии перерасчета по оплате услуги по снабжению тепловой энергией и возмещения реального ущерба, причиненного недопоставкой или поставкой некачественной тепловой энергии, в соответствии с условиями заключенного договора.
То есть в случае, когда нормы температуры в квартире в отопительный сезон не соблюдаются согласно данной таблицы, потребитель вправе потребовать перерасчета оплаты по соответствующей услуге. И за каждый час несоблюдения норм ее оплата должна быть снижена на 0,15%.
При возникновении таких случаев потребителям следует обратиться в КСК и потребовать от председателя, чтобы он обратился в сервисную компанию и потребовал устранить неполадки. Если температурный режим действительно не соблюдается, нужно вызывать представителей тепловых сетей, они должны посмотреть и составить акт с указанием причин неисправностей. То есть проблему изначально нужно искать во внутридомовых сетях.
Если же потребители столкнулись с проблемами по недопоставке или поставке некачественной тепловой энергии, им необходимо обратиться в КСК, однако при бездействия КСК потребителям необходимо обратиться в Управления контроля и качества городской среды при местных исполнительных органах, которые отвечают за качество работы КСК.
Если потребитель хочет произвести лабораторные замеры микроклимата в квартире, либо в жилом помещении он может обратиться в региональные подразделения Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения РК по месту жительства, либо в аккредитованные лаборатории.
Подготовила Лариса Черненко