Основные принципы нового Экологического кодекса
Министр экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан Магзум Мирзагалиев рассказал об основных принципах нового Экологического кодекса, передает zakon.kz.
По его словам, проект Экологического кодекса – принципиально новый документ, разработанный с учетом опыта ОЭСР по экологическому регулированию. В период разработки Кодекса велось его масштабное обсуждение с общественностью и бизнес-сообществом. От общественности поступило более двух тысяч предложений. Многие из них внесены в Кодекс.
Экологический кодекс состоит из 7 основных принципов:
1. "Загрязнитель платит и исправляет"
- Существующий экономический механизм природопользования (система платежей и их планирование) не снижает загрязнения окружающей среды, что требует пересмотра и внедрения нового подхода, - пояснил министр.
Принцип "загрязнитель платит" впервые был сформулирован экспертами ОЭСР в 1972 году. Он подразумевает меры по предотвращению загрязнения и контролю, но также ответственность за восстановление от ущерба окружающей среде.
Таким образом, государство должно создать такие условия, при которых природопользователям выгоднее принять меры по недопущению негативного воздействия на окружающую среду, чем платить экологические штрафы. Одним словом, механизм "превенции". Кроме того, загрязнитель, причинивший вред экологии, обязан восстановить окружающую среду до первоначального уровня.
2. Новые подходы оценки воздействия на окружающую среду
- По действующему Экологическому кодексу требование о прохождении процедуры оценки воздействия на окружающую среду – ОВОС – применяется практически ко всем, то есть 19 тысячам предприятий. Подобный подход малоэффективен и нецелесообразен. Поэтому в новом Экологическом кодексе предлагается такое требование применять только в отношении 2,6 тысяч предприятий "первой категории", на которых приходится 80% выбросов. При этом, общественность участвует во всех стадиях ОВОСа (4 стадии – заявление о намерениях, сфера охвата ОВОС, отчет ОВОС, заключение о результатах ОВОС), - пояснил министр.
3. Внедрение наилучших доступных технологий и экономические меры стимулирования
- Для максимального улучшения экологической ситуации необходимо внедрение наилучших доступных технологий. Для этого промышленные предприятия проходят технологический аудит. Им предлагаются технологии, использование которых позволит снизить объемы выбросов. Предприятия, внедрившие НДТ, будут освобождены от платы за эмиссии. В случае, если они не переходят на НДТ, их ставки платы за эмиссии будут расти. Необходимо понимать, что это не столько запретительный, сколько мотивационный механизм, - сообщил Мирзагалиев.
В пример он привел европейские страны, где благодаря этому принципу количество выбросов загрязняющих веществ в Европе было сокращено на 94%.
4. Направление платы за эмиссии на экологические мероприятия
- В настоящее время в действующем законодательстве отсутствует обязательность расходования на природоохранные мероприятия средств, поступивших от платежей за эмиссии в окружающую среду. Поэтому местные исполнительные органы выделают на охрану окружающей среды от 0 до 400%, в среднем лишь 45%, - продолжил министр.
Он напомнил, что текущая ситуация с экологическими платежами и их расходованием неоднократно подвергалась критике со стороны международных экспертов. В этой связи, в проекте сопутствующего закона предусмотрено обязательное финансирование природоохранных мероприятий за счет поступающих экологических платежей в объеме 100%.
5. Создание автоматизированной системы мониторинга выбросов
- В проекте Экологического кодекса для объектов I категории с целью получения своевременной и достоверной информации о качественном и количественном составе выбросов и сбросов предусмотрена обязательная автоматизация производственного экологического мониторинга с передачей данных в уполномоченный орган, - добавил он.
6. Усиление экологического контроля
Проектом сопутствующего закона предлагается внести изменения в Предпринимательский Кодекс, в части проведения проверок по фактам, непосредственно затрагивающим условия жизнедеятельности населения. Изменения направлены на оперативное реагирование на факты негативного влияния на окружающую среду.
- В качестве примера хочу привести два факта, когда мы смогли отреагировать на несанкционированный сброс сточных вод в озеро Алаколь на пятые сутки, на массовую гибель рыб в реку Жайык – на одиннадцатые. Усиливается ответственность за экологические правонарушения путем увеличения административных штрафов в 10 раз, - обратил внимание он.
7. Совершенствование управления отходами производства и потребления.
В проекте нового Экологического кодекса основной упор направлен на внедрение принципов циркулярной экономики, используемых в странах ОЭСР.
- В рамках данного проекта предусматривается иерархия отходов, которая направлена на поэтапное управление отходами, то есть последовательность мероприятий, направленных на предотвращение образования, повторное использование, переработку, утилизацию отходов.
В целях снижения количества несанкционированных свалок, будет внедрено лицензирование деятельности предприятий, занимающихся переработкой и утилизацией отходов, и уведомительный порядок для мусоровывозящих организаций, - сказал Мирзагалиев.
По его мнению, большой проблемой в нашей стране является низкий уровень переработки ТБО: перерабатывается лишь 14%. Отрасль не является инвестиционно привлекательной для инвесторов из-за низких тарифов. Предлагается внедрение механизма "Waste to Energy", предусматривающего продажу электроэнергии, получаемого при сжигании отходов. При этом ставятся строгие требования к качеству выбросов, аналогичные европейским директивам.
А потому предложенный механизм позволит сократить объемы отходов до 30% до 2025 года и привлечь частные инвестиции.
Мирзагалиев убежден, что реализация данных принципов позволит улучшить состояние окружающей среды.
Татьяна Ковалева, Нур-Султан