Что видят, а что не видят камеры "Сергек"
1 января в Алматы заработали 400 новых "зорких глаз", сообщает zakon.kz со ссылкой на kolesa.kz.
По словам разработчика новых камер - директора ТОО "Көркем Телеком" Асета Ахметова, в данное время в южной столице установлено 400 новых комплексов (вдобавок к прежним 26, развешанным ранее на перекрестках и линейных участках улиц).
- А для чего камеры вешают этакими гроздьями?
- Каждая камера фиксирует по две полосы движения. Чем больше полос на перекрестке, тем больше, соответственно, аппаратуры. камеры фиксируют нарушение скоростного режима или же игнорирование требований разметки, но их показания не являются полноценным доказательством нарушения ПДД водителем. Случается, что человек нарушает вынужденно. Например, на светофоре горит красный, но выходит регулировщик и начинает всех прогонять через перекресток. Прояснить, что именно происходило на дороге, помогают камеры с широким углом. Видео с нескольких точек получает сотрудник процессингового центра и после анализа выносит решение о виновности.
- То есть камеры не на автомате оформляют предписание?
- Каждое предписание заверяется цифровой подписью аттестованного инспектора-офицера. Подпись ему выдается как табельное оружие, на специальной флешке. Чтобы произвести любое действие — вписать в него штраф или удалить — требуется электронная подпись. Если полицейский допустит какую-то ошибку, ему придется долго разбираться с Комитетом по правовой статистике и специальным учетам ГП РК. Ни за сто тысяч тенге (как иногда, бывает, предлагают), ни за большую сумму ни один полицейский на то, чтобы списать чей-то штраф, не пойдет.
- Камеры, кстати, смотрят только вперед?
- В основном вперед. Заставить их смотреть назад нас просят обычно после какого-то резонансного ДТП с мотоциклистами. (У тех номера расположены сзади.) В Алматы же камеры пока видят только подъезжающий к ним транспорт.
- Каждая из них вычисляет какой-то определенный вид нарушения ПДД или все сразу?
- Камера видит все. К примеру, неоднократно были случаи, когда водители, двигаясь по выделенке, получали штраф и за нарушение требований разметки, и за превышение скорости. В целом наши камеры сегодня фиксируют скоростной режим, выезд на выделенную полосу, пересечение стоп-линии и выезд на перекресток на запрещающий сигнал светофора. Теоретически видят они и выезд на встречку. Но по данному нарушению нужно процессуальное решение в тот же момент принимать. А полицейские частенько сделать это не успевают. Поясню более подробно: по закону за выезд на встречную полосу наказывается лишением прав водитель. То есть именно тот, кто сидел в данный момент за рулем. А, например, за превышение скорости — владелец авто, независимо от того, кто данное нарушение совершил. Доказать, кто управлял авто и выехал на встречку, с помощью камер невозможно.
Не менее странная ситуация, кстати, складывается сегодня с выездом на занятый перекресток. Согласно КоАП РК, в первый раз за это нарушение полагается только предупреждение, лишь за повторное игнорирование правил — штраф. Но камеры не могут различить, впервые водитель нарушил или повторно, так как не видят, кто именно сидит за рулем. Получается, что нет так называемой накапливаемости нарушения.
- То есть в борьбе с пробками "Сергек" не поможет? Ведь большинство заторов на дорогах возникает именно из-за того, что водители выезжают на занятый перекресток.
- Часть проблемы, как нам кажется, все-таки снимется. Ведь остальные нарушения камеры видят. К примеру, перед стоп-линией, как вы знаете, прерывистая меняется на сплошную. Пересекать ее запрещено, но некоторые водители это делают, перескакивая из ряда в ряд и создавая помехи для других участников движения. Причем нередко это заканчивается мелкими авариями. Штраф за подобное нарушение небольшой, тем не менее по опыту Нур-Султана могу сказать, что, получив предписания несколько раз, многие граждане становятся более дисциплинированными.
- А научить камеры выявлять какие-то новые нарушения можно? К примеру, видеть непристегнутый ремень или разговор по телефону?
- Все, что связано с заглядыванием в салон авто через стекло, сложно осуществить. Мешают блики, а в некоторых случаях — тонировка. Стандартными камерами многие вещи не определить и стопроцентных доказательств виновности не добиться.
Да и полицейский никогда в жизни не станет подписывать предписание о выплате штрафа, если он полностью не уверен в нарушении ПДД. Ведь в случае чего ему придется по несколько дней ходить по судам, доказывая правильность вынесенного решения.
Чтобы этого избежать, то есть чтобы наказывались только явные нарушения, все и всегда, во всем Казахстане комплексы настроены немножко в сторону водителя. Допустим, в случае с выездом на выделенку строго по букве закона нарушением считается пересечение сплошной линии двумя колесами. Но наши камеры реагируют, только когда на спецполосу вылезет чуть больше половины машины. А в некоторых местах полицейские даже просят нас настроить технику так, чтобы она реагировала на выезд на выделенку всего автомобиля. Также и со стоп-линией. По закону достаточно пересечь ее хоть немного бампером, чтобы получить штраф. Но камеры в зависимости от расстояния до пешеходного перехода дают водителям некий запас. Аналогично при переключении сигналов светофора иногда дается опоздавшим водителям до секунды.
- То есть новых нарушений ПДД "Сергек" не увидит? Или все-таки есть какие-то наработки?
- Мы сейчас готовим проект по грузовому автотранспорту. По занесению в базы данных и определению тоннажности и нагрузки на ось. Ведь не секрет, что во многих местах грузовикам ездить запрещено, чтобы не портить дорожное покрытие. А они заезжают груженые. Разрабатываем мы также датчики шума и анализаторы выхлопа, которые будут устанавливаться на перекрестках и проверять все проезжающие мимо авто. Но многие вещи закон пока не позволяет измерять в автоматическом режиме. Так что когда наши новинки запустим, неизвестно.
- Но ведь проверка звука или дымности довольно сложные процедуры. Можно ли будет доверять анализу на бегу?
- Да, но в случае коврового покрытия камерами и датчиками больших пространств все упрощается. На одном перекрестке мы можем показать результат с точностью 50×50. А собрав информацию на следующих, добьемся точности уже 99 %. В перспективе камеры, зная, что вы каждый день ездите на работу, будут поджидать вас на вашем маршруте и проводить измерения.
- А каковы гарантии точности работы камер? Влияет ли на их показания темнота, дождь, туман?
- Камеры видят все, что замечает человеческий глаз. И даже лучше! Фантастики, конечно, нет, и если ГРНЗ залеплен снегом, его не определишь. Но в темноте госномера очень даже хорошо отражают свет. Неплохо их видно также в дождь или туман. Исключение — если туман будет слишком густым. Но такие случаи крайне редки. В туман обычно люди не нарушают, едут аккуратно.
С номерами нас больше беспокоит иная проблема: в Казахстане неудачно придуманы символы для ГРНЗ: O похожа на Q, P легко переделать в R и т. д. Алфавит наш красив, но нефункционален, чем пользуются иногда некоторые водители. Мы вышли с предложением к МВД РК, и в следующем году стандарт изготовления ГРНЗ, возможно, претерпит изменения. Написание некоторых букв станет другим.
- Влияют ли на показания ваших камер электрические поля, к примеру от троллейбусных линий, или присутствие в их зоне действия каких-то крупных металлических предметов?
- Электрические поля никак не влияют. Не мешает и металл. Часть функционала камер мы можем отключить лишь во время снегопада, когда не видна разметка.
- Если уж мы снова заговорили о разметке, как на примере столицы у "Сергека" решается вопрос с выездом на выделенку такси и другого общественного транспорта?
- В Нур-Султане управление транспорта формирует этакий белый список, который передают департаменту полиции, а ДП загружает его в базу процессингового центра. Инспекторы видят номера в списке и штрафы не оформляют. Все это легко контролируется проверяющими. Кстати, в столице сегодня наказывают даже полицейских, нарушающих правила, к примеру проезжающих на красный без включенной мигалки.
В Нур-Султане все намного проще. После установки камер там практически все ездят 60 км/ч. Люди не превышают скорость, чтобы кого-то обогнать, вклиниться перед кем-то. В Алматы же стоит только отпустить хоть немного машину, идущую впереди, как тут же между вами пытается втиснуться десяток водителей. В Нур-Султане в последнее время на дорогах образуется этакая стена безопасности, как мы ее назвали. То есть когда загорается зеленый свет, с перекрестка стартуют 30 автомобилей, и все они едут 60 км/ч. Не нарушая. И их никто не может обогнать, дистанция между ними очень короткая, и никто не играет на дороге "в шашки". "Особо умные" водители, конечно, иногда находятся и все-таки пытаются эти "стены" обойти, но когда понимают, что похожие препятствия встречают их на каждом светофоре, рано или поздно бросают это неблагодарное дело. Они просто видят, что дергаться, моргать фарами, просить кого-то пропустить, бесполезно: везде камеры и никто нарушать ради них не будет.