Как будет развиваться наука в Казахстане, рассказал Асхат Аймагамбетов
Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов рассказал, как будет развиваться наука в Казахстане, передает zakon.kz.
По его словам, с первого дня своего назначения на должность министра он детально прорабатывал каждую из проблем по отдельности и во взаимосвязи с другими вопросами.
- Мы долго обсуждали необходимые изменения, и в настоящее время ряд НПА уже принят. В частности, пересмотрены правила финансирования науки, правила проведения ГНТЭ, положение о ННС и требования к его составу. И теперь я хотел бы рассказать о том, какие изменения уже произошли и какие изменения ждут систему управления наукой в предстоящем году, - написал она на своей странице в Facebook.
Он отметил, что видит несколько основных направлений, требующих совершенствования:
- модернизация работы ННС;
- повышение эффективности государственного финансирования администрирования науки; -) повышение привлекательности науки для негосударственного финансирования;
- взаимодействие науки с бизнесом;
- кардинальное повышение качества подготовки научных кадров.
Министр пообещал коротко остановиться на всех вопросах в нескольких постах. А начал с национальных научных советов (ННС).
- По сути, это главный орган, принимающий решения по финансированию научных проектов. Из-за существующей процедуры отбора членов ННС в научной среде регулярно возникали вопросы относительно обоснованности включения отдельных кандидатов в его состав, что негативно влияло на степень доверия к экспертизе. На этот счет было много споров. Сейчас составы ННС обновлены. Мы кардинально переработали процесс формирования составов ННС, повысили требования к членам ННС, и теперь, на следующем этапе, мы полностью пересмотрим составы ННС в соответствии с новыми требованиями, - пояснил министр.
По его словам, теперь главным критерием при отборе кандидатов в ННС является качество их научных публикаций, методика определения которого, во-первых, позволяет опираться на измеримые, заслуживающие доверия показатели и, во-вторых, учитывает особенности отдельных отраслей науки.
Четко сформулированы условия, при которых кандидат не может быть рекомендован в состав совета, что исключит возникновение споров еще на этапе его формирования. Регламентировано представительство различных стейкхолдеров, что обеспечит всестороннее рассмотрение проектов.
- Проще говоря, мы просто берем ранжированный список ученых из международных баз данных и включаем самых сильных ученых, находящихся в верхней строчке, в составы ННС (если нет самоотвода, если они не являются руководителями организаций и т.д.). В ННС должны быть самые сильные ученые. В дальнейшем специализация ННС будет углублена, и, возможно, их количество возрастет, чтобы обеспечить высокое качество рассмотрения каждого проекта, - сказал он.
Далее глава Минобра остановился на прозрачности деятельности ННС.
- Если раньше ННС принимали решения о финансировании тайным голосованием, то теперь введено открытое голосование с четкими критериями и выставлением баллов. Более того, будет обеспечена трансляция заседаний. Это повысит ответственность и прозрачность принимаемых решений, - заметил он.
Пококмментировал Асхат Аймагамбетов и введение института экономической экспертизы заявок.
- Это, во-первых, позволяет проверять, насколько запрашиваемое финансирование обоснованно, во-вторых, ограничит ННС от произвольного сокращения финансирования заявок. Бывали случаи, когда для решения научной задачи ученые просили 50 млн, но ННС сокращали до 3-х млн. Далее под эти деньги менялась тема, и в итоге – деньги потрачены, а результата нет, - пояснил он.
Также, по его словам, в дальнейшем будут подготовлены рамочные нормативы, на которые смогут опираться ученые при подготовке проектов. Например, в каких пределах может быть запланирована заработная плата по каждой позиции – от руководителя до лаборанта, и тд.
Программно-целевое финансирование будет распределяться исключительно на основе конкретных национальных научно-технических задач.
- Не секрет, что зачастую в рамках программно-целевого финансирования темы формулировались широко, например, «Развитие сельского хозяйства», и на это выделялись деньги. Далее ученые уже сами предлагали свои научные исследования по принципу «кто на что горазд» с одной лишь целью – получить финансирование. В итоге вроде бы направление профинансировано, но конкретных результатов фермеры не ощущают, а если и ощущают, то их эффект едва ли превышает стоимость понесенных затрат. Очевидно, что так работать в условиях рынка нельзя, и ни в одной развитой стране мира так не работают, отметил министр.
Теперь же, сказал он, будут четкие задачи и темы, с конкретными индикаторами желаемого результата на основе существующих и прогнозных потребностей общества и (или) рынка. Например, вместо огромной темы «Развитие сельского хозяйства» в качестве конкретной задачи будет указано создание сорта культуры, дающего определенную урожайность с определенным качеством продукции в определенных почвенных и климатических условиях. Следовательно, финансирование не будет размываться между большим количеством не связанных между собой и не влекущих практического эффекта тем, как это зачастую происходит сейчас, а будет сконцентрировано на получении конкретного, ощущаемого в реальности результата.
- Ученые не будут сами по себе придумывать задачу, а будут конкурировать с другими учеными в оптимальности подходов, методов и ресурсов для решения выносимой на конкурс задачи.Таким образом, финансирование проектов ПЦФ будет решать конкретные, актуальные для страны задачи, - заметил глава Минобра.
Что касается финансирования науки, по по его словам, в рамках исполнения поручения главы государства на этот год оно практически увеличено в два раза.
- И в последующие годы также планируется ежегодное кратное увеличение финансирования науки. Более того, впервые отдельной программой выделены средства на ремонт и укрепление материально-технической базы наших научных организаций, состояние большинства из которых удручающее, - подчеркнул Аймагамбетов
Далее он остановился на конкурсах.
- Раньше конкурсы на научные проекты проводились раз в три года. Соответственно, если ученый не получает гранта, а следующий конкурс – только через три года, не секрет, что многие ученые, не получив финансирования, меняли профиль и уходили из науки. К тому же за три года происходило много изменений, которые должны были быть сопровождены научно. Теперь конкурсы будут проводиться ежегодно, со сроком реализации в три года, - отметил он.
Уже в текущем году мы объявим внеочередные конкурсы на грантовое и программно-целевое финансирование.
При этом все конкурсные процедуры, включая подачу заявок, принятие решения о финансировании, прием итоговых отчетов, будут осуществляться в единой цифровой базе. Кроме того, будет подготовлена открытая база всех проектов, профинансированных государством, с указанием цели гранта или программы, суммы финансирования, результатов, всех этапов внесения изменений в первоначальную заявку и отчеты.
-Таким образом мы хотим обеспечить прозрачность всех выделяемых на науку средств.В следующих постах я напишу о мерах по повышению привлекательности науки для негосударственного финансирования, коммерциализации РННТД, развитии взаимодействия науки и бизнеса, повышении качества подготовки научных кадров, снижении бюрократизма, о требованиях к научным публикациям, научным журналам, конкурсной документации и развитии академической честности, - заключил министр.