Остановить падение уровня грамотности в РК призвали депутаты
Фракция "Народные коммунисты" считает, что нужно честно признать невыполнение главных целей двух предыдущих программ развития образования и приступить к выработке антикризисных мер, способных остановить падение уровня грамотности и ухудшение общего качества образования, передает zakon.kz.
Просим рассмотреть депутатский запрос и о принятых мерах предоставить ответ в письменной форме в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Казахстан, - зачитал депутатский запрос Айкын Конуров в адрес главы правительства Аскара Мамина.
Он отметил, что в Казахстане начала действовать новая госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 годы. Однако фракция считает, что анализ реализации уже сделанного в сфере образования выполнен поверхностно. Исполнение предыдущей программы на 2016-2019 годы оценено на 92%. Такая оценка основана на 12 индикаторах, 71 показателе. Практически на 100% выполнена программа по числу мероприятий.
Формально все исполнено. Но можно ли говорить о достижении главной цели? Она формулировалась следующим образом: повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики. Развитие человеческого капитала означает, прежде всего, повышение грамотности, особенно молодого поколения. Все остальные многочисленные индексы и показатели – лишь вспомогательные, - продолжил депутат.
Он напомнил, что в программе развития образования на 2011-2020 годы ставилась цель улучшить результаты учащихся казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях. А в итоге закончилось все досрочным прекращением действия госпрограммы. Вместо нее была принята новая, рассчитанная на 2016-2019 годы. Из нее целевые индикаторы исчезли.
Сейчас, по итогам последнего рейтинга, мы имеем серьезное ухудшение результатов. Казахстан по математике на 54-м месте из 78 стран, по естествознанию и по читательской грамотности - на 69-м месте. На последних местах мы по уровню информационной и компьютерной грамотности школьников (ICILS), по показателю грамотности взрослого населения (PIAAC), - подчеркнул мажилисмен.
Он отметил, что реальность такова, что вместо развития человеческого капитала идет обратный процесс.
Грамотность падает. И на селе, и на производстве уже сейчас самая острая проблема – падение уровня подготовки молодых специалистов. Говорить о вкладе человеческого капитала в устойчивость экономики также не приходится. В Глобальном индексе инноваций Казахстан в 2019 году занял 79-е место, потеряв 5 позиций, по сравнению с 2018 годом, - сказал Конуров. - Исторически преимуществом Казахстана были высококвалифицированные трудовые ресурсы, тотальная грамотность населения. Этот задел мы растеряли.
Таким образом, по мнению коммунистов, государство само стимулирует отток талантливой молодежи за рубеж. Многие родители, осознавая масштабы деградации образовательной системы, отправляют детей за пределы Казахстана.
- Мы сами оставляем нашу страну без будущего, пока позволяем разрушать культ образования, поколениями бывший главной ценностью в казахстанских семьях, - подчеркнул депутат.
По его словам, несмотря на постоянный формальный рост расходов на образование и науку, мы движемся к положению страны с преобладанием дешевой и низкоквалифицированной рабочей силы и фактически откатываемся в группу отстающих развивающихся стран, вместо того, чтобы двигаться в тридцатку лучших.
Это очень тревожная тенденция, которую нельзя переломить технической программой. К тому же она продолжает генеральную линию предыдущих программ, предполагая постоянные изменения, попытку внедрения всевозможных мировых практик и моделей, - заключил Конуров.