Что происходит в Кыргызстане из-за пандемии коронавируса
Редакция zakon.kz запускает цикл материалов о том, как страны Центральной Азии борются с новым вирусом. Первой страной стал Кыргызстан. Кыргызстанский журналист Зулайка Эркимбаева рассказала, какие меры ввели власти для предотвращения заражения, как помогают населению, которое лишилось доходов, за что уволили министра здравоохранения и в каких условиях работают медики.
Самые первые меры, которые ввели власти: всех, кто прибывал в Кыргызстан из стран, которые входили в три категории, помещали на домашний карантин и в обсервацию. 23 января было приостановлено воздушное, автомобильное, железнодорожное сообщение с Китаем. 24 января был введен запрет на ввоз мясной продукции из Китая и усилен санитарно-карантинный контроль. Тогда же установили тепловизоры в аэропортах Манас и Ош.
Первые три случая заражения были зарегистрированы на юге страны 18 марта. Они прибыли из Саудовской Аравии из малого хаджа. Саудовская Аравия входила в третью категорию стран и они должны были быть на домашнем карантине. Но, видимо, люди нарушили карантин, потому что, как стало известно, они провели той и заразили своих родственников и соседей.
На утро 8 апреля в Кыргызстане 228 подтвержденных случаев заражения. Из них 23 выздоровели, 4 скончались. Основная часть тех, кто заразился, это контактные.
Сейчас у нас в некоторых районах действует режим ЧП и комендантский час. Он действует с 25 марта по 15 апреля на территории городов Бишкека, Оша, Джалал-Абада, Ноокатского, Кара-Суйского районов Ошской области, Сузакского района Джалал-Абадской области.
Комендантский час длится с 20:00 до 7 утра. Работает он так, что приостановлено любое движение, никуда нельзя выходить.
За нарушение комендантского часа лица, не имеющие при себе документы, задерживаются милиционерами до установления личности, но не более чем на трое суток. Так прописано в законе. Также прописан штраф в 3000 сомов для физических лиц, для юридических - 13 000 сомов.
Есть и наказание за заражение. В Оше мужчине грозит 5 лет тюрьмы за то, что он скрывал болезнь от своих родственников и коллег и заражал их. Сейчас он в обсервации.
Фото: 24.kg
Сначала у нас был режим ЧС. Тогда приостановили работу маршрутных такси. Когда ввели ЧП, полностью остановили общественный транспорт, такси, закрыли торговые центры, кафе, рестораны, театры, филармонии и все места, где могут скапливаться люди. Культурно-массовые мероприятия отменили в первую очередь, Нооруз в том числе.
Во время чрезвычайного положения граждане имеют право выходить на улицу только по трем причинам: в больницу, в аптеку, в магазин за продуктами. Продуктовые магазины работают до 18:00 или до 19:00.
Такси не работает и люди передвигаются на своих автомобилях. Внутри города есть блокпосты, на некоторых улицах в Бишкеке есть ограничение на въезд и выезд. Пешком пройти можно, но на автомашине нет. Мэрия это объясняет тем, что они дезинфицируют улицы.
Если ты выходишь в магазин или аптеку даже напротив своего дома, нужно иметь при себе документы: паспорт, маршрутный лист, где ты прописываешь свои данные, номер телефона, откуда и во сколько вышел, куда и зачем идешь, во сколько вернешься. Если ты не прописан в Бишкеке, то должен иметь при себе справку с места жительства.
При введении ЧП говорили, что все, кто не имеет прописки в Бишкеке, должны выехать из города. Позже объявили, что можно иметь при себе справку с места жительства.
Комендантский час, ограничение передвижения, строгий карантин объясняется тем, что это работа по предотвращению распространения коронавируса в стране.
Фото: AKIpress
Государство помогает населению тем, что приняло решение выделить из матрезерва гуманитарную помощь нуждающимся семьям. Местные власти должны их распределить.
Кроме того, местные власти, активисты, волонтеры оказывают помощь семьям, организован народный штаб. Различные компании в качестве благотворительности раздают продукты нуждающимся. Мэрия в Бишкеке тоже недавно раздавала продукты. Я не могу сейчас утверждать, что всем семьям помогли, потому что работа только-только раскачалась.
Что касается журналистов. Наша редакция ушла на карантин еще 19 марта. Есть другие редакции, которые еще до нас вышли на карантин. Сейчас все работают удаленно. При этом проводить какие-либо съемки мы не можем, потому что введен режим ЧП. Согласно закону о режиме ЧП, мы должны давать только ту информацию, которую предоставляет комендатура. Комендатура Бишкека отказала нам в выдаче аккредитации для проведения съемок. По официальному заявлению комендатуры – это в целях предотвращения распространения вируса. Они говорят, что заботятся о нашем здоровье и здоровье наших близких.
Есть ли дефицит индивидуальных средств защиты? Я недавно была в аптеке и как такового дефицита у нас нет. Продуктовые магазины тоже заполнены масками и антисептиками. Антисептиков стало очень много и он стал дешевле, чем в начале ЧП. Но одноразовые маски все же продают в 4 раза дороже, чем до пандемии.
Власти, чтобы предотвратить дефицит, ввели ограничение на вывоз средств личной гигиены. Еще 3 февраля салфетки, антибактериальные, дезинфицирующие средства запретили вывозить из страны. Но все равно в аптеках из полок пропадали медицинские маски, они повышались в цене, потому что были спекулянты. Власти приняли решение, что при поставке масок на территорию Кыргызстана предприниматели освобождаются от уплаты налога.
Также первое время немного повысились цены на продукты, сейчас тоже замечается рост цен на отдельные продукты. При этом правительство говорит, что они регулируют цены. В стране 3 февраля было введено ограничение на экспорт таких продуктов как мука, пшеница, растительное масло, рис, макароны, сахар, яйца, соль, корма, салфетки и так далее.
Еще у нас в Минфине был открыт спецсчет. Известно, что на 6 апреля поступило почти 104 миллиона сомов (более 1 миллиона долларов). Туда неравнодушные граждане, бизнесмены и политики перечисляют деньги на борьбу с коронавирусом.
Фото: Минздрав Кыргызстана
Почему уволили министра здравоохранения? Вместе с ним, кстати, уволили вице-премьера Алтынай Омурбекову, которая возглавляла республиканский штаб по борьбе с коронавирусом. Совет Безопасности провел заседание и порекомендовал их уволить. Основная формулировка увольнения – недостаточная работа по предупреждению коронавируса и ее дальнейшее распространение на территорию страны.
По поводу повышения зарплаты медиков говорили, что из спецсчета Минздрава выделили 38,5 миллионов сомов на дополнительные выплаты врачам. Сейчас рассматривается вариант выплаты разовой компенсации врачам, которые заразились.
По официальным данным, медики обеспечены спецзащитой. В качестве гумпомощи мы получаем от Китая и других стран защитные костюмы, тест-системы, ПЦР и другие препараты, необходимые для борьбы с вирусом. В помощь медикам активисты шьют противочумные костюмы, также такие костюмы готовы передать врачам политики и предприниматели. Кроме того, в помощь медикам из своей пенсии экс-президент Роза Отунбаева выделила 1 миллион сомов.
В Минздраве сообщили, что медики ночуют в обсервации, в которой работают, потому что им запрещено контактировать с семьями. Потом их помещают на 14 дней на карантин, чтобы узнать заразились они или нет. В Минздраве рассказали, что их кормят в учреждении, в котором они работают. Также еду приносят активисты, волонтеры.
Что касается кредитов, то Национальный банк ранее дал рекомендации дать заемщикам кредитные каникулы. По опыту моих родственников могу сказать, что граждане смогли получить эти каникулы. Не знаю, все ли.
По поводу налогов. Ранее правительство утвердило план по обеспечению стабильности госбюджета и план по оказанию мер поддержки предпринимательства. Была предоставлена отсрочка по уплате налоговой задолженности и задолженности по социальным отчислениям, которые образовались за время режима ЧП. Также правительство готовит второй план по поддержке бизнеса.
Органам местного самоуправления рекомендовали предоставить отсрочку по платежам за аренду, продлили срок сдачи Единой налоговой декларации физлицам и ИП. Также был введен запрет на проверки государственными контролирующими органами до января 2022 года.
Айтурган Азимжанова