Казахстан может остаться без энергетики
Популистские меры властей направлены не на увеличение доходов населения, а на попытки раздуть ВВП и не допустить естественного роста цен, что окончательно убьет экономику.
Государство ищет точки роста. Цель – накачать ВВП, который даже по самым скромным подсчетам в годовом выражении должен просесть процентов на двадцать. И это самое важное, потому что от этого показателя зависит все, а если быть совсем точным, страновой рейтинг. Мы уже видим, как на грани пересмотра оценка нефтяной отрасли, банковской, а теперь и оценка стабильности страны в целом, а ведь это куда опаснее. У Казахстана есть долги, у них есть стоимость, сроки и условия, и все они привязаны к рейтингам, а есть еще и желание занять и как можно дешевле. При этом, изъять деньги из Нацфонда выше запланированного объема тоже невозможно. Его полнота, точнее будет сказать объем, это, по сути, залог, позволяющий брать деньги в долг. Возможно, стоит подвергнуть обструкции саму идею занимать дорогие деньги на развитие, при этом покупать долговые обязательства других стран и получать мизерный доход, но не сейчас.
Сегодня нужно говорить о попытке государства избежать роста социальной напряженности, ведь нужно задействовать в экономических процессах практически все трудоспособное городское население, которое по результатам текущего кризиса окажется на улице. Как оценить размер грядущей безработицы? Просто посмотрите, сколько подали заявки на государственную поддержку, три четверти из них не найдут работы после снятия карантина. Добавьте к ним оставшихся без работы нефтяников, а половину отрасли могут отправить за порог, плюс все сервисный сектор, который практически полностью будет уволен, так как при таких низких ценах, предположить, что компании будут заняты чем-то еще, кроме выживания невозможно. И так далее.
Таким образом мы наблюдаем полное разложение экономической модели, выстроенной за последние годы. Останавливается нефтянка, сокращается добыча полезных ископаемых, сжимается потребительский спрос, умирает торговля, услуги, и так по нарастающей. Так что задача упрощается до элементарной – нужно просто накормить народ. Раздавать деньги не получится. Одна из причин описана выше, мы ограничены. Напечатать деньги уже не можем, инвесторы, точнее спекулянты, разбегаются и выводят деньги, запасов у населения нет. Монетарные власти ужесточают условия диверсификации рисков, запрещая, по сути, покупать доллары населению и бизнесу. Кредитовать экономику отказываются. Учетная ставка остается штрафной. Ее задача создавать спрос на тенге, иссушить рынок, удержать доллар на искусственно низком спросе.
Есть еще одна причина, почему деньги раздавать не будут. Нужна эффективность и мультипликативность. Для населения нужны деньги заработанные, даже если занятость выдуманная, а на них самих не будет исчислен налог. Нужны потоки. Как в анекдоте про гостиницу в деревне. Помните? Постоялец отдал предоплату 100 долларов, а хозяин отеля рассчитался этой ассигнацией с поставщиком, тот с фермером, фермер с механиком, тот с проституткой, а проститутка с хозяином отеля. Через час гость передумал оставаться, забрал деньги и уехал, но все вроде как довольны.
Строить дороги не получится. Большие программы уже зачислены в ВВП, даже с учетом отсрочки исполнения. Строить жилье при отсутствии спроса, создать перекос. При этом, нужны еще "танцы с бубнами", народ должен ощущать, что о нём заботятся, а деньги тратятся с пользой для самых уязвимых слоев населения, которые в большинстве своем прекрасное топливо для революций.
Вот и появляются "Дорожные карты занятости", на которую из бюджета будет направлено 1 триллион тенге. На эти деньги будут "реализованы инфраструктурные проекты и создано 250 тысяч рабочих мест". Что это за проекты, никто не знает, но четверть миллиона рабочих мест, это слишком мало. Возможно, одним из таких проектов станет дофинансирование программы кредитного жилья по программе "Нурлы жер" на 180 млрд тенге. И 38,5 млрд тенге на завершение проблемных объектов в Нур-Султане. Повышения предельной стоимости строительства за один квадратный метр на 25-40%, позволит в том числе увеличит занятость, за счет рост фонда оплаты труда.
При этом нет надежды на основные отрасли, которые всегда приносили доход. Нефтянка обескровлена. Огромные деньги вложены в реконструкцию мощностей, в долларах, при этом цены на конечный продукт чрезмерно зарегулированы. Помимо прочего, государство отказывалось пополнять бюджет в надеже, что дешевое топливо поможет развиваться экономике. Это они у Америки и Европы насмотрелись, у них как кризис, так они цены на нефть обвалят и на дешевых энергоносителях званого рост показывают и расширяют налогооблагаемую базу, а у нас все наоборот, налоги с топлива одни из немногих, что пополнят бюджет, потому как практически половина всего реального сектора в тени. Тоже самое касается и энергетики.
Буквально вчера мне на почту пришло письмо, в котором представители отрасли обращались к президенту страны. Это крайне любопытное послание, которое предвещает нам катастрофу там, где большинство меньше всего его ожидало. Если избавится от красивостей и патетики в общении и сразу перейти к сути, то из текста письма следует, что тарифная политика, ориентированная только на потребителя, позволяла на протяжении многих лет поддерживать цены на социально значимом уровне, но при этом привело к значительной деградации энергетической отрасли.
Если помните, то незадолго до объявления выборов Кожамжаров на Совбезе обвинил в недобросовестности участников энергорынка. Тогда был большой разбор полетов., после чего впервые заговорили возможных выборах. Так вот, как это принято говорить, во исполнение поручений несколько позже, Минэнерго выпустило приказ за номером № 508 от 14 декабря 2018 года, в котором исключил из расчета тарифа двенадцатипроцентную норму рентабельности энергопроизводителя. Кроме того, была понижена утвержденная плата за мощность с 700 тыс. до 590 тыс. тенге/МВт,
Так вот, впоследствии, как пишут представители отрасли, постановлением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от 4 ноября 2019 года он был признан незаконным. Однако, это не изменило отношения к бизнесу со стороны инвесторов, а также несмотря на наличие вступившего в законную силу судебного решения, недополученная рентабельность в размере 12% так и не возмещена производителю до сих пор.
Но это через год, а по результатам ноябрьского разгона, Министерством энергетики и Комитетом по регулированию естественных монополий Миннацэкономики, было принято решение о повсеместном снижении тарифов на электроэнергию. В некоторых случаях оно доходило до 25%. Те, кто следит за новостями помнят, как отчитывались уполномоченные чиновники, а некоторые "неисправившиеся" были отчислены из рядов борцов за снижение тарифов. Как сейчас помню кулуарные разговоры в стенах правительства, когда чиновники признавали, что наносят непоправимый вред и результат не заставит себя долго ждать.
Тогда из тарифов исключали все возможное, например "некоторых электростанций исключили обслуживание займов, которые по "Программе предельных тарифов" были инвестированы в модернизацию производств в период 2009 – 2018 годов и впоследствии были рефинансированы. В период действия "Программы предельных тарифов" или, как ее называли, "Тариф в обмен на инвестиции", государство поддерживало привлечение банковского финансирования в отрасль. Отечественные банки не справлялись с потребностями энергетиков и финансирование привлекалось у международных финансовых институтов. ЕБРР, АБР, Исламский банк и многие другие охотно финансировали модернизацию энергетических активов в РК и соответственно средства привлекались в иностранной валюте". А потом случилась серия девальваций. С 2014 – 2020 годов. Она увеличила обязательства практически втрое. Но несмотря на перегруженность обязательствами, тарифы ни тогда, ни сейчас поднимать не дают.
При этом, повышались цены на основные составляющие тарифа электроэнергии — топливо, железнодорожные перевозки, стоимость железнодорожного подвижного состава, транзит электроэнергии по сетям АО "KEGOC", затраты на поддержку возобновляемых источников энергии. Введены новые правила, предусматривающие несоразмерные штрафы за случаи превышения показателей плановой мощности, заявленных электростанциями и к принятию готовится новый Экологический кодекс, требующий проведения дорогостоящих экологических мероприятий.
Результат: "В отрасли огромный дефицит денежных средств. Компании перегружены банковскими займами. Отсутствие доходности и как следствие, вынужденное сокращение или неисполнение инвестиционных программ приводит к критическому износу оборудования, выбытию располагаемых мощностей, росту аварийности на объектах. Международные финансовые институты, в спешном порядке, выходят из энергетических активов и требуют погашения предоставленных кредитов. Аудиторские компании, вследствие значительного снижения тарифов и отсутствия рентабельности, ведут переоценку основных фондов энергетических компаний, что в среднем на 35% уменьшает собственный капитал компаний, а это снижение залоговых активов, международных рейтингов и финансовой устойчивости в целом".
Так что, как считают топ-менеджеры нужна государственная программа по финансовой поддержке энергетических компаний, рефинансированию их долгов в национальной валюте на длительный срок и если этого не сделать, то это уже скоро приведет к финансовой несостоятельности компаний, а проще говоря к банкротству. Что вполне логично, если бизнес, пусть даже монопольный так регулировать, то крах не за горами. Кстати, о регулировании, если кто помнит, как заваливало снегом север страны и монополисты были настолько ограничены в использовании финансовых ресурсов, что не могли нанять технику, для того чтобы пробиться к своим объектам.
Обескровленная энергетическая система уже сейчас испытывает дефицит маневренных мощностей балансирующих энергосистему в периоды максимумов и минимумов. Основные генерирующие мощности в стране, в том числе тепловые станции, эксплуатируются 40 и более лет. Более трети основного генерирующего оборудования исчерпали свой парковый ресурс. В среднем по стране изношенность электрических сетей составляет 70%, а тепловых — 80%. Денег на реконструкцию нет. Людей нет. Платить не чем. Идет отток кадров в Россию, где доходы инженеров существенно выше.
Тем временем ситуация ухудшается введением чрезвычайного положения в стране и грядущего кризиса, считают энергетики. Потребление электроэнергии сокращаться. Только в Нур-Султан с 12 до 8 миллионов кв/ч в сутки. При этом, по регионам падает уровень платежей за коммунальные услуги. Акимы требуют снижения тарифов для населения, предоставляются льготы в виде неначисления штрафов и пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг, вплоть до отсрочки. Это ведет к сокращению денежных поступлений и кассовому разрыву, последствия от которого сложно просчитать. При этом, нужно платить зарплату, покупать расходные материалы, сделать предоплату за поставку и транспортировку топлива, провести подготовку к следующему отопительному сезону, а как обслуживать долги, если никто не платит?
И просят помощи. Установить предельные тарифы на электроэнергию, которые позволят возместить затраты на ее производство с учетом рентабельности 12%; отменить действие понижающего коэффициента; возможность внести в тариф затрат по обслуживанию займов, вкладов в собственный капитал компаний; включить энергокомпании в перечень налогоплательщиков, которым будет предоставлена отсрочка срока уплаты по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также социальным платежам, до 1 октября 2020 года без начисления пени и штрафов, за исключением ОПФ, ИПН, ОСМС; принять программу рефинансирования в национальной валюте действующих займов энергетических компаний и субсидирования процентной ставки на достаточном уровне, не менее 12 – 15 лет; перенести сроки принятия нового Экологического Кодекса.
Таким образом мы видим еще одну отрасль, которая оказалась на грани краха и которую нужно спасать. При чем сделано это было искусственно, в угоду масс. Удивительная история, как мы можем уничтожать экономику собственными руками, в угоду популизма. Энергосектор мог спокойно пережить этот кризис, если бы не государственная политика. Как говорилось выше, мы все время пытаемся создать экономический рост, за счет уничтожения рыночных отношений в капиталоемких отраслях, без которых развитие государства невозможно. Регулирование, хоть и не явное цен на бензин, электроэнергию, хлеб, это безумие. Вместо того, чтобы заботится о росте доходов, мы пытаемся контролировать цены. Нет, я не скажу, что нужно монополистов отпустить, но нигде в мире такого отношения к отраслям нет. Они основной источник налогообложения, их безопасность и работоспособность стратегически важны для государства. Теперь же, нам снова нужно спасать. Выделять существенные деньги из ресурсов иначе мы просто замерзнем грядущей зимой. Нужно глобальная перестройка инфраструктуры, а на нее опять нет денег и время потеряно.
Тем временем, мы собираемся спасать авиацию, там нужно триста миллиардов тенге. Банковский сектор, туда нужно влить триллион, сельское хозяйство. Вливаем который год деньги в цифровизацию. Строить собираемся, чтобы раздавать. При том, что, если упадет нефтянка и энергетика, все остальное встанет и потеряет смысл. Более того, страна просто вынуждена будет объявить дефолт, несмотря на запасы, сконцентрированные в ЗВР и Нацфонде. Мы лучший, хрестоматийный пример, как можно убить экономику, если в ней ничего не понимать и в реализации следовать за поддержкой масс, боясь их разочаровать.