"Вирусные" товарные знаки. Просто интересно
Недавно моя коллега А.Самсонова подготовила статью "Монополия на "Covid-19", которая легла в основу этого сообщения. Дополнив статью мы с Александрой подумали, что эти материалы могут быть интересны более широкой аудитории и я попросил их поместить в моем блоге.
За последние примерно сто лет человечество не раз сталкивалось с эпидемиями различных масштабов. Это были и испанский грипп (1918), и азиатский грипп (1957-58), и гонконгский грипп (1968) или свиной грипп (2009), а также продолжающиеся по сегодняшний день эпидемии ВИЧ и туберкулеза.
В конце 2019 года мы столкнулись с распространением нового типа коронавируса, который получил название "COVID-19" и стал причиной новой пандемии.
Известно, что вирусы и вызываемые ими заболевания, меры по борьбе с ними, места, конкретные люди, а также наименования еще создаваемых и уже применяемых лекарственных средств, становятся широко известными, легко узнаваемыми словами и выражениями, что мы видим и сейчас.
Они привлекают к себе внимание, их начинают эксплуатировать для продаж товаров, пытаются их монополизировать - получить исключительное право на использование этих слов и выражений.
Регистрация товарных знаков является одним из способов закрепить за собой исключительное право на использование, а затем и монетизацию названий (в данном случае – названий вирусов) на товарах и услугах, например:
Чума (англ.: plague)
Большая часть товарных знаков, связанных с темой чумы, зарегистрирована в США, Австралии и странах Европейского союза – там, где известные сейчас ее последствия были самыми ужасными. Это обозначение используется в видеоиграх (№ 3.1 и 3.2), на таких товарах, как шляпы, одежда (№5), ножи (№1), пиво, а также в составе логотипа пивоварни (№1 и 4).
ВИЧ (англ.: HIV)
Самую большую долю среди регистраций занимают товарные знаки, связанные с ВИЧ и СПИД, которые чаще всего относятся к рекламным кампаниям общественных фондов, для нанесения на одежду или в качестве логотипов лабораторий, проводящих тестирование на наличие инфекции. Один из таких примеров:
Птичий и свиной грипп
Ниже приведены примеры товарных знаков на тему вирусов H1N1 (известен как "свиной грипп") и Н5N1 ("птичий грипп"):
Такие товарные знаки зарегистрированы в Германии, Франции, Испании и Америке, а также Японии и Южной Корее. На примерах указаны товарные знаки для использования и нанесения на CD-диски, музыкальную продукцию (№1); для печатной продукции (постеры, брошюры) (№2); в качестве бренда очков, футляров для них, линз (№4), для нанесения на одежду и в виде наклеек (№5).
Вирус Эбола
Недавняя эпидемия Эболы, также стала предметом частых обсуждений в новостях, а название вируса стали использовать и в товарных знаках:
Товарные знаки были заявлены для использования общественными фондами для информирования общественности (№1), для фармацевтических препаратов для лечения болезни (№2), для нанесения обозначения на медицинские инструменты и аппараты, а также в рекламе (№3). Среди всех стран, данные которых нам удалось изучить, большинство заявок приходится на Америку и страны Европейского союза.
Большинство товарных знаков, указанных в примерах выше – являются зарегистрированными товарными знаками.
Монополия на Covid-19
С середины февраля 2020 года в мире было подано более тысячи заявок на регистрацию товарных знаков, связанных с темой коронавируса. Ниже приведем некоторые примеры поданных заявок:
- в Соединенных Штатах Америки было подано более 60 заявок с обозначением "COVID": многие обозначения регистрируются для нанесения на одежду слоганов, например,
и другие, для использования в рекламных кампаниях:
"COVID-19 TAX AMNESTY PROGRAM" компанией налоговых консультантов;
"CATS AGAINST COVID-19" в кафе, и так далее.
Стоит отдельно выделить заявку на регистрацию товарного знака со следующим обозначением (приводится целиком):
"COVID LIVES MATTER COVID LIVES MATTER COVID LIVES MATTER COVID LIVES MATTER #COVID LIVES MATTER #COVID LIVES MATTER COVID SURVIVORS COVID SURVIVORS COVID SURVIVORS COVID SURVIVORS #COVID SURVIVORS #COVID SURVIVOR COVID SURVIVOR COVID SURVIVOR COVID SURVIVOR COVID SURVIVOR#COVID SURVIVOR #COVID SURVIVOR",
для детской и взрослой одежды. Нам не известно, является ли количество слов и их повторение задумкой заявителя или ошибкой при подаче товарного знака на регистрацию, но отмечу, что товарный знак должен использоваться в том виде, в котором он был заявлен на регистрацию, иначе через три года возникнет риск аннулирования его регистрации по основанию неиспользования. В данном случае нам кажется, что различительной способности этот знак не имеет, но у экспертов может быть и иное мнение.
Национальным ведомством Австралии, за период с середины марта 2020 года по сегодняшний день было получено около 10 заявок с использованием "COVID", из них большая часть указана для товаров для дезинфекции помещений, санитайзеров для кожи: "CovidgenCare", "COVIDEX", "COVID FIGHTER", различных услуг: "Covid-19", "COVID-19 CHILLED AND CONSIDERATE BOOT CAMP", "Covid Confirm" и другие. Но уже на сегодняшний день осталось только 6 заявок - возможно, это связано с тем, что остальные уже отклонены ведомством.
В Испании было подано 17 заявок, ниже примеры некоторых из них:
для использования при производстве и продаже алкогольных напитков (№1), для использования на интернет-ресурсах в качестве мультимедийного контента (№2) и другие.
Во Франции, Мексике, Германии, Канаде, России и Новой Зеландии также были поданы обозначения с использованием темы коронавируса, по данным, размещенным на глобальной базе данных по товарным знакам Всемирной организации интеллектуальной собственности и национальных реестров.
Сейчас заявки проходят экспертизу в национальных ведомствах и решения об их регистрации или же отказе в регистрации еще ожидаются.
Наглядным примером для отказа в регистрации подобных обозначений является Китай: Национальное Управление Интеллектуальной Собственности Китая разместило на своем интернет-ресурсе информацию о том, что ими было отклонено 328 заявок на новые ТЗ, связанные с коронавирусом, и разрешено отозвать 866 заявок до 16 марта.
Обозначения включали имена пострадавших от COVID-19, названия больниц, построенных для лечения людей, а также названия лекарств и медицинских услуг. Управление заявило, что такие обозначения вызовут недовольство общественности и могут ввести потребителей в заблуждение относительно свойств таких товаров и услуг. При этом на законодательном уровне ст. 7, 10 китайского закона о товарных знаках, предусматривает, что заявитель в своей заявке на ТЗ должен придерживаться принципа добросовестности;
Не могут быть использованы в качестве ТЗ: обозначения, противоречащие социалистической этике и обычаям или имеющие пагубное влияние. Как мы уже отметили, более 800 заявок подлежат отзыву, при этом государственная пошлина, оплаченная за прохождение экспертизы не возвращается. Если же заявка только поступила, и государственная пошлина за проведение экспертизы еще не оплачена, заявитель может отозвать заявление без оплаты государственной пошлины.
Согласно вышедшим бюллетеням Национального института интеллектуальной собственности Казахстана, по данным на 17 апреля 2020 года, в Казахстане не были поданы заявки с обозначениями, близкими к теме коронавируса и иных вирусов.
Однако если такое случится, полагаем, будут следующие основания для отказа в регистрации товарных знаков, указанные в статьях 6 и 7 закона Республики Казахстан "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - "Закон"). Товарный знак не подлежит регистрации, если он:
- не обладает различительной способностью и является общепринятым термином (пп.2 п.1 ст.6 Закона);
- способен ввести в заблуждение относительно товара или его изготовителя, услуги или лица, предоставляющего услуги (пп.1 п.3 ст.7 Закона);
- противоречит по своему содержанию общественным интересам, принципам гуманности и морали (пп.4 п.3 ст.7 Закона).
Подводя итог, хотелось бы также отметить, что в случае лекарственных средств баланс интересов двух сторон проходит тонкой гранью между интересами производителя и потребителя и категорично говорить о недопустимости регистрации товарных знаков с названиями, связанными с темой вирусов или заболеваний, нельзя.
С одной стороны, использование товарных знаков с указанием, даже ассоциативным, действия или назначения, области применения товара, облегчает потребителю выбор. Например, при выборе названия для лекарственного средства (ЛС), необходимо руководствоваться тем, что название может идентифицировать в том числе, действие ЛС (что указано в Правилах утверждения названия оригинального ЛС). Наглядными примерами в данном случае могут быть товарные знаки:
Название, содержащее основную область применения и предполагаемое действие, упрощает выбор потребителя и понимание того, в каком случае необходимо применять такое ЛС.
С другой стороны, использование названий вирусов или болезней при регистрации товарных знаков для товаров и услуг, оправдано в большей степени интересами продавца, а не потребителя, с целью продажи во время высокого спроса, и с целью более легкого рекламного продвижения. Товар или услуга, с названием вируса, будут появляться и в поисковых системах наряду с результатами поиска и помимо новостей и мнений экспертов, потребителю может быть предложен "необходимый" и связанный с запросом товар.
Для потребителя важно знать, например, подходит ли средство личной медицинской защиты для защиты от заражения конкретным вирусом. Однако, полагаем, прямая связь названия вируса или болезни с товарами или услугами, которые не относятся к защите или лечению заболеваний, вряд ли будет привлекательна, разве что вызовет любопытство, возможно даже и негативные ощущения (которые в некоторых случаях также эксплуатируются, например в фильмах ужасов или аналогичных видеоиграх). Однако для тех кто лично столкнулся с вирусом или пострадали его близкие и родные люди, это скорее вызовет лишь отрицательную реакцию.
Негатив будет связан и с товарными знаками для не относящихся к лечению или защите товаров и услуг и используются для одежды, пива, названий кафе и многих других товаров.
В Казахстане такие примеры пока не известны и будем ждать, как такие вопросы будут решаться на практике.