Антитабачная коалиция задалась вопросом, кто против новых антитабачных поправок
Общественные деятели сделали публичное обращение на имя спикера Мажилиса Парламента РК Н. Нигматулина, сообщает zakon.kz.
Также обращение адресовано первому заместителю партии "Nur Otan" Б. Байбеку.
Национальная коалиция "За Казахстан, свободный от табачного дыма" (далее - Коалиция) и общественный деятель Кайрат Кудайберген выражает Вам свое почтение и благодарность членам рабочей группы (далее - РГ) за проект Кодекса РК "О здоровье народа и системе здравоохранения" (далее - Кодекс).
За 6 месяцев общей плодотворной работы при поддержке партии "Nur Otan", членами РГ разработаны и единогласно поддержаны поправки в Кодексе, которые позволят снизить темпы роста табачной эпидемии в Казахстане, а именно:
Полное приравнивание новых табачных изделий (нагреваемый табак, вейпы) к сигаретам, в том числе приведение в соответствие терминологии к классификации ВОЗ (поправки депутата Е. Бектурганова);
Запрет выкладки табачных изделий, в том числе нагреваемого табака, вейпов и кальяна в местах их продажи (поправки депутата Е. Бектурганова);
Запрет потребления табачных изделий, в том числе нагреваемого табака, вейпов и кальяна в общественных местах, удаление кальяна из курилок (поправки депутатов Н. Сабильянова, Е. Бектурганова, К. Каракен);
Повышение возраста запрета продажи табачных изделий с 18 лет до 21 года (поправки депутата З. Аманжоловой);
Полный запрет некурительных табачных изделий, в том числе снюсов с расширением соответствующего термина (поправки депутатов И. Клименко и Е. Бектурганова);
Повышение штрафов за нарушение антитабачного законодательства (единогласно все депутаты РГ).
Данные поправки были приняты в первом чтении Мажилиса парламента РК, где Вы лично высказались в поддержку запрета снюсов и полного приравнивания новых табачных изделий к сигаретам.
Однако, во время работы РГ табачное лобби неоднократно пыталось закулисно атаковать данные поправки. Министерству здравоохранения РК пришлось их отстаивать на уровне премьер–министра РК и администрации президента РК. Среди "атакующих" поправок были предложения руководителя партии "Акжол" (А. Перуашева) о полном исключении новых табачных изделий и вывода нагреваемого табака и вейпов из-под регулирования, а также неоднократные попытки направления данных поправок на заключение правительства РК с целью ослабления. Это долгое противостояние двух сторон замедлило принятие Кодекса, как минимум на 2 месяца.
В конечном итоге, победили аргументы ЗА ЗДОРОВЬЕ НАРОДА, а не коммерческие интересы табачного лобби. Вышеуказанные поправки были дважды одобрены заключением Правительства РК (включая МВК и РБК) и поддержаны администрацией президента РК, что отражено в соответствующих официальных решениях и документах.
Однако, в финальной таблице от 6 мая 2020 года, неожиданно появились поправки от профильного Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса парламента РК (далее - Комитет), которые дублировали поправки депутата Бектурганова Е в тексте и обоснованиях, но имели избирательный подход.
Например, по мнению Комитета, запрет выкладки НЕ должен распространяться на нагреваемый табак и вейпы, что в итоге приведет к тому, что сигареты будут под шторками, а IQOS, GLO и вейпы будут открыто рекламироваться, создавая ложное впечатление о меньшем вреде. Аналогично, в неожиданных поправках Комитета новым табачным изделиям будет позволены любые уровни никотина, поскольку они полностью выпали из под регулирования. В новой таблице отсутствует Ваша инициатива о полном запрете некурительных табачных изделий, которая была отражена в поправке депутатов И. Клименко и Е. Бектурганова. Подробный сравнительный анализ поправок прилагаем.
Вместе с тем, некоторые поправки по введению регулирования новых табачных изделий полностью дублируют тексты и обоснования первого автора депутата Е. Бектурганова. Зачем Комитет присваивает авторство и обоснование поправок по единому регулированию всех видов табачных изделий? Эта инициатива наводит на мысль о попытке присвоения авторства с последующим изменением текста и ослаблением регулирования до второго пленарного чтения, запланированного на 13 мая 2020 года, - ведь автор волен менять текст по своему усмотрению, без дополнительных согласований.
Последние полгода депутаты-члены РГ открыто и активно обсуждали каждую поправку, и после нескольких версий приняли те редакции, которые, в конечном итоге, были одобрены в первом чтении и Правительством РК. Коалиция неоднократно благодарила депутатов РГ за открытое партнерство с НПО. Почему Комитет за неделю до второго чтения вносит новые редакции, которые не прошли заключения Правительства, или, по крайней мере, одобрения Министерства здравоохранения РК? Чтобы вновь замедлить принятие Кодекса или "впопыхах" принять то, что угодно табачному лобби? А может, эти поправки отдали как откуп оппоненту Перуашеву А для снятия других поправок "Акжол" из финальной таблицы Кодекса?
Что может быть истинной причиной новых поправок Комитета, ослабляющих полное приравнивание и регулирование новых видов табачных изделий? Почему вице-спикер Мажилиса парламента, известная своей принципиальной антитабачной позицией, не смогла пресечь это опасное явление и грубое нарушение официальных регламентов?
Просим Вас, уважаемый Нурлан Зайруллаевич, лично разобраться в ситуации, поскольку Вы публично озвучивали необходимость полного приравнивания новых табачных изделий (нагреваемый табак, вейпы) к сигаретам и запрета снюсов.
Мы просим Вас рассмотреть снятие дублирующих поправок Комитета (в приложении), призванных ослабить регулирование новых видов табачных изделий, поскольку это чревато дальнейшим ростом эпидемии вейпинга, потребления нагреваемого табака, кальяна и снюса среди казахстанцев.
Просим Вашего личного содействия, в надежде пресечь какие - либо попытки воздействия табачного лобби на разработку финальной версии Кодекса.
С уважением,
Кайрат Кудайберген, общественный деятель,
Джамиля Садыкова, лидер Коалиции