Основную часть бизнеса удастся спасти благодаря государственным мерам - Кисиков
Бекнур Кисиков руководитель Ассоциации франдчайзинга рассказал в интервью zakon.kz о текущей ситуации в стране.
- Бекнур Сейтжанович, сегодня в мире существуют разные теории по поводу коронавируса. От полнейшего отрицания, ссылаясь на теорию заговора, до паники и апокалиптических настроений. Как вы считаете, какие точки зрения обоснованы.
- Да, это достаточно феноменально явление – психология отношения к вирусу. Как вы знаете, некоторые страны вообще отказались от карантина, ссылая на всемирный заговор. Тем самым, по моему мнению, увеличив экспоненту заражения. И в итоге часть из них все равно вынуждена была пойти на закрытие границ. А другие продолжают упорствовать, подвергая опасности не только жизнь своих граждан, но и чужих.
Казахстан был одним из первых, кто вовремя объявил Чрезвычайное положение и ввел карантин в городах. Это было своевременно, но увы, не удалось избежать количества зараженных, но если сравнивать с другими странами, то цифра нормальная.
Вирус отрицать безответственно, и сегодня во всем мире осталось мало скептиков, упорствующих в своем неверии.
- Кстати, о цифрах. Сегодня она перевалила за 5000. В соседнем Узбекистане меньше, хотя там население больше.
- США – лидер по количеству зараженных, но это не значит что это на самом деле. Все зависит от тестирования. В США лучшая раскрываемость зараженных, и они честно смотрят на статистику.
Поэтому, сами понимаете, статистика - вещь довольно условная. Но еще нужно обращать внимание на смертельные случаи, а их меньше, хотя бы по сравнению с той же Арменией, где количество зараженных, но процент умерших выше.
Конечно, это не умаляет всего ужаса всего этого, и поэтому и карантин, и другие санитарно-профилактические меры – это просто жизненная необходимость.
- Государство стало выплачивать 42 500 тенге всем жителям, потерявшим доход. Кстати, вы подавали на соцпособие?
- Нет, я не подавал. Хотя, я тоже потерял доход, но решил не делать это из этических соображений. Но если карантин, не дай Бог, затянется, то придется наверное.
Считаю, что эта мера правильная. Люди потеряли доход, у них очень низкая социальная подушка безопасности. И конечно, в этих условиях просто необходима такая поддержка. Замечу, не все страны оказали поддержку своему населению, и ограничились карантином.
Если же посчитать все макроэкономические меры, которые оказало государство, то Казахстан является лидером среди стран СНГ по доле оказываемой поддержки от ВВП. Общая сумма равняется 5 900 млрд. тенге, а это 8,6 % от ВВП. Напомню, что, например, у Азербайджана это 3,2 %, а в России 6,5 %.
Среди них и меры социальной поддержки в виде тех самых 42 500 тенге, которые получили более 4 миллионов человек. Это и индексация пенсий и госпособий, включая адресную социальную помощь, на 10% в годовом выражении. Также бесплатные продуктово-бытовые наборы. Более 570 тыс. граждан получили, план охватить еще 1,1 млн. граждан. А компенсация социально – уязвимым слоям населения оплаты комуслуг в размере 15 тыс. тенгге за апрель-май охватывает более 1,6 млн человек. )
И многое другое. Конечно, помощи много не бывает, но учитывая, что в мире не очень хорошая сэкононмическая ситуация, то объем помощи немалый.
- Некоторые люди жаловались, что не могут получить эти 42500 тенге.
-Это уже технические вещи. Мы впервые столкнулись с таким видом пандемии и кризиса, и некоторые ошибки неизбежны. Но важны не ошибки, а их исправление.
- Кстати, о кризисе. Вы являетесь президентом Казахстанской Ассоциации Франчайзинга. Скажите, как чувствует себя сейчас бизнес и оказывает ли государство поддержку в этой области?
- Конечно, бизнес чувствует себя не очень комфортно. А некоторым видам пришлось и вообще закрыться. Они не выжили во время кризиса. И еще неизвестно, сколько из них еще закроется. Пандемия ударила по всем видам бизнеса. Но основную часть бизнеса я думаю, удастся спасти благодаря государственным мерам.
Что сейчас важно? Налоговые льготы, отсрочка по кредитам, признание форс- мажора в плане аренды и поставок.
Бизнесу, особенному малому, нужно максимально помогать. И здесь, как говорится, много не бывает. Государство объявило, что даст 1 трлн. тенге под 6% - это большой плюс. Также мне нравится объявленная программа "Экономика простых вещей". Действительно, почему мы должны элементарные вещи импортировать из-за границы.
Также, нужно отметить отсрочку и реструктуризацию платежей по кредитам МСБ и отмену арендных платежей для субъектов МСБ на 3 месяца. Отсрочка всех видов налогов и других платежей без штрафов и пени до 1 июня - это тоже сильная поддержка. Что еще важно, что предприятия, наиболее пострадавших секторов экономики на 6 мес. Освободили от налогов и других платежей с ФОТ.
Ну и как отмечалось выше, государство объявило о нулевой ставке налога на имущество и другие платежи для компаний в сфере туризма, общепита и гостиниц. А это 80% франчайзинговго рынка.
И еще, хочу добавить, что важное решение – это продажа национальными компаниями части своей экспортной выручки на валютном рынке страны и возврат валютных депозитов крупных компаний в финансовую сферу страны. Этого бизнес ждал давно.
- В условиях пандемии большая нагрузка пришлась на врачей. Считаете ли вы нужным их поддерживать дополнительно.
- Конечно. Вы видите ситуацию по врачам в Алматы. Они больше всех пострадали. Врачи заболевают по всему миру, поэтому их нужно максимально беречь.
И меня радует, что государство объявило о повышение оплаты врачам.
В частности, как вы знаете врачи со статусом "Очень высокого риска" получают 850 тыс. тенге. А просто "Высокого риска" 425 тыс. тенге. В то же время в категории "Среднего риска", а к ним относятся не только врачи, но и средний и младший персонал медработников карантинных стационаров, санитарные врачи (госслужащие), водители скорой помощи и другие, получают 212,5 тыс. тенге.
А в случае заболевания коронавирусной инфекцией медработника ему будет выплачена 2 млн. тенге. А между тем, в ряде соседних стран вообще не предусмотрены дополнительные выплаты врачам в условиях пандемии.
Конечно, никакие деньги не заменят огромный риск и героизм врачей, находящихся на фронте войны с КВИ. И хочется пожелать им силы и здоровья.
- Можно ли сказать, что государство делает все для преодоления этого кризиса. Насколько оно эффективно?
- Лично я считаю, что государство старается все делать максимально открыто, и прилагает все усилия, чтобы охватить все сегменты. Повторюсь, что ситуация уникальна и нет каких-то готовых карт действий. И поэтому, многое приходится делать в первый раз и порой интуитивно.
Но с другой стороны, мы видим зарождение новой социальной политики и готовность правительства к любым ситуациям. А совершенствование – это постоянная работа, как кайдзен, который необходим, чтобы процессы постоянно улучшались.
И в условиях пандемии, государственные органы совершенствуют свою работу и в прозрачности, и адресности.