Майгельдинов: Новый закон о митингах реальный шаг к конструктивному диалогу власти и общества
20 мая 2020 года на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК депутатами был одобрен пакет поправок, внесенных ранее сенаторами в законопроект РК "О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан". Своим мнением о том, насколько важны и своевременны внесенные изменения, насколько они способствуют развитию демократических принципов в нашей стране, в беседе с журналистом zakon.kz поделился политолог Казбек Майгельдинов.
Как отметил эксперт, законопроект РК "О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан", который уже одобрен Мажилисом Парламента во втором чтении и направлен на подпись Президенту страны, разительно отличается от первого закона о митингах, который был принят в 1995 году и претерпел очень важные изменения в нынешнем виде. Конечно изначально по многим вопросам возникало немало критики, как со стороны гражданских активистов, так и различных международных организаций, но еще до внесения этого законопроекта в Мажилис, были проведены общественные слушания и учтены все нюансы с учетом международного опыта.
Также хочу отметить, что от международных организаций поступало немало критики в плане того, что данный законопроект имеет очень много нюансов, и что там якобы не все права граждан соблюдены. Но когда мы говорим о принятии закона о митингах и вообще о проведении митингов, основываясь на международном опыте, то должны учесть, что есть люди, которые участвуют в митингах, а также есть люди, которые в них не участвуют. Если мы возьмем для примера закон о митингах в США или странах Западной Европы, то увидим, что там учитываются права и свободы всех граждан, и при проведении митингов людям, которые в них не участвуют не должно быть доставлено никакого дискомфорта. Это касается тех же перекрытия улиц, создаваемого митингующими шума. И в этом отношении в законодательствах Европы и США четко прописано, где и как митинги проводить. Еще один важный вопрос – это замена разрешительного характера проведения митинга на уведомительный характер. Однако, не всем известно, что в международной практике, в тех же США, Швеции или Японии, разрешительный характер проведения митингов не только имеет место быть, но является основным, – рассказал Казбек Майгельдинов.
Эксперт дополнил, что после того как Сенат Парламента вернул на доработку данный законопроект, там были внесены 16 поправок, которые касаются организации митингов и они очень важны. Так если сначала было предусмотрено 15 основных требований по запрету на проведение митингов, то сейчас их количество снизили до 10. Также разрешены одиночные пикеты, что тоже соответствует международным нормам. Особенно нормам, которые прописаны в ОБСЕ. Кроме этого учтен еще один важный момент – разрешение на сокрытие лиц митингующих. По словам эксперта, нужно понимать, что сейчас весь мир переживает пандемию коронавируса, ношение защитных масок стало повседневным, и с учетом этих реалий данное новшество в законопроекте вполне оправданно.
В целом я считаю, что первоначальный вариант законопроекта РК "О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан", который был внесен в феврале в Министерство информации и общественного развития, претерпел реальные изменения. И в части прав организаторов митинга, и в части прав участников и в целом по вопросам усовершенствования данного законопроекта. Но я еще раз хочу подчеркнуть, что закон о митингах – это закон, который регулирует участие митингующих на самом митинге. И он должен регулировать и учитывать вопросы соблюдения прав людей, которые не участвуют в митинге. При проведении митинга общественный порядок ни в коем случае не должен нарушаться. Но у нас, к сожалению, до сих пор очень низкий уровень культуры проведения митингов, – считает Казбек Майгельдинов.
Так, по его словам, если в Германии, проведение митинга мешает каким-то общественным мероприятиям или соблюдению общественного порядка, то сигнал свистка или поднятие руки полицейским останавливает все это. А недавно в Тель-Авиве проходил митинг в условиях коронавируса, и митингующие соблюдали социальную дистанцию. То есть в этих странах митингующие в целом уже приходят на митинг с определенной культурой поведения. Поэтому помимо того, что есть определенный законопроект, законные основания для проведения митингов, их участники тоже должны осознавать свою общественную ответственность, не нарушать общественный порядок, подчиняться требованиям и правилам общественной морали. И если закон прописывает четкие правила и ограничения при проведении митингов, то кроме этого существуют и неписанные правила соблюдения общественного порядка.
Поэтому я считаю, что в целом в данном законопроекте соответствие международным стандартам и нормам соблюдено, и возможно дальше все это будет еще совершенствоваться. Но те реалии, которые мы имеем тоже нужно учитывать. Те же гражданские активисты требовали отмены разрешительного характера, отменить ношение масок, разрешить одиночное пикетирование. Государство по всем возникающим вопросам шло на уступки и какой-то консенсус был найден. Но мы должны понимать, что и приоритеты государства должны оставаться незыблемыми, и в первую очередь должен быть обеспечен общественный порядок. И для этого определенные нормы нужно прописывать. Поэтому здесь должен быть какой-то конструктивный подход, и потому не все те предложения, которые предлагало общество и гражданские активисты, были приняты в полном объеме. Основные моменты были удовлетворены, но и со стороны государства, с точки зрения общественной и государственной безопасности, также были выдвинуты определенные требования, и они тоже были заложены в данный законопроект, – отметил Казбек Майгельдинов.
В целом, по его мнению, тот конечный продукт, который мы видим в данном законопроекте соответствует тем демократическим реформам, которые сейчас проводятся в нашей стране. И все это отвечает главному принципу, который закладывал Президент в своей предвыборной программе – построению слышащего государства.
То есть данный законопроект обсуждался в экспертном сообществе и на разных общественных площадках. Кроме того, он был не только рассмотрен и утвержден в нижней палате Парламента, но и был возвращен из верхней палаты Парламента, получив значительные поправки и изменения. То есть пройдя все ступени рассмотрения с учетом всех мнений, данный законопроект пришел к определенному уровню, который разительно отличается от законопроекта 25-летней давности. И я считаю, что это очень хороший, скажем так, задел для будущих реформ. Так недавно поднимался вопрос о том, что в дальнейшем подобным образом будут рассматриваться вопросы о политических партиях, о проведении выборов, и в те законопроекты, которые уже устарели также будут вноситься определенные изменения. И благодаря законопроекту РК "О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан", мы уже имеем прецедент того, что эти законы тоже будут проходить фильтрацию через общественное и экспертное обсуждение. И это на мой взгляд действительно реальный шаг к тому, к чему мы стремимся. То есть к конструктивному диалогу власти и общества, – подытожил Казбек Майгельдинов.
Владимир Демидов