Пандемия позволила показать стране лучших учителей, их узнают на улице – Мурат Абенов
На заседании Национального совета общественного доверия с участием Президента Касым-Жомарта Токаева особое внимание было уделено кардинальному реформированию системы образования и науки. Своим мнением по этому поводу поделился и известный общественный деятель, президент Национальной палаты образования и инноваций "Серпін" Мурат Абенов, сообщает zakon.kz.
Как подчеркнул глава государства, "новые условия требует кардинального реформирования системы образования и науки. Становится очевидным, что значение этой сферы будет возрастать. От ее развития зависит и экономика. Мы должны четко понимать роль образования и науки в будущем. Это будет определять всю государственную политику".
По мнению общественного деятеля Мурата Абенова, пандемия коронавируса стала неким уравнителем, когда многие страны одновременно столкнулись с проблемами в сфере образования и с необходимостью перехода на дистанционное образование.
- Мы заметили, что во многих странах, где среднее образование находится на высоком уровне, там и борьба с пандемией показала высокий результат, - говорит Абенов. - По тем же показателям, как международная программа оценки результатов образования PISA, такие страны, как Китай, Сингапур, Южная Корея, Финляндия, Эстония находятся сегодня на первых местах и по борьбе с пандемией они тоже среди первых. То есть, получается, что с трудностями быстрее справляются не там, где больше тратят на здравоохранение, а там, где больше внимания уделяют образованию.
Какие позитивные моменты заметили казахстанцы во время режима ЧП и карантина при переходе на дистанционное образование? Эксперт считает, что система образования показала в целом огромный потенциал, слаженность работы. Действительно, в кратчайшие сроки в Министерстве образования сумели найти выход из ситуации, проявили гибкость, разные подходы. То есть в целом система образования выдержала этот экзамен. Как родители, так и учителя смогли за короткое время перестроиться и предложить новые формы решений.
Также в последние годы был принят закон о статусе педагога, решены их финансовые вопросы, что позволяет учителям больше уделять внимания своей профессиональной деятельности. Кроме того, была сокращена рабочая неделя, сняты дополнительные нагрузки с учителей и у них появилась возможность больше заниматься своими непосредственными обязанностями. И вся страна увидела, насколько труд педагога сложный, они на самом деле провели большую работу.
Говоря об этом, Абенов отметил и недостатки, которые, считает он, можно еще исправить. К примеру, в период ЧП не выдержала испытания система цифрового образования, интернет работал с перебоями, многие проекты, которые финансируются из бюджета, не показали должных результатов. Каким образом можно решить эти проблемы?
- В первую очередь, конечно, с учетом тех требований, которые стоят сегодня во всем мире - это привлечение в школу наиболее сильных учителей, повышение заработной платы и статуса, - прокомментировал спикер. - Большой интерес вызвал в педагогической деятельности конкурсный отбор учителей. К сожалению, вопрос не отрегулирован. Предлагаю Министерству образования разработать правила конкурсного отбора, чтобы судьбу учителей решали не только директора школы в закрытом формате, а чтобы это было прозрачно.
Второй вопрос - это повышение квалификации учителей. Говоря об этом, Абенов напомнил, что у нас, к сожалению, во время реформирования урезали функции Академии образования имени Алтынсарина, часть ее полномочий отдали "Орлеу" и другим организациям. Он предлагает вопросы, связанные с повышением квалификации учителей, методической подготовкой, опять передать академии образования.
Также он считает необходимым все центры повышения квалификации передать регионам, чтобы они точечно могли этим вопросом заниматься. При этом заметил, что "все регионы знают свои потребности и могут проводить эту работу".
Абенов считает, что необходимо проводить подготовку руководителей школ, ведь сегодня не каждый учитель, не каждый завуч может быть директором школы. В этом плане Министерству образования нужно разработать отдельную программу, полагает он.
- И еще один очень важный вопрос, с которым мы столкнулись во время ЧП, - отметил эксперт. - Проблемы с интернетом показали, что в ближайшее время мы эту проблему не решим. Многие страны столкнулись с цифровым неравенством "село – город". Малоимущие семьи не могут позволить себе купить своим детям компьютер, и у них нет доступа к интернету, следовательно, они не могут подготовиться к урокам. Многие страны, например, Южная Корея, Китай, Индия и так далее, используют возможность учебного телевидения.
Казахстану тоже нужно заимствовать этот опыт в более широком масштабе. Во время ЧП мы, благодаря телеканалам "Балапан" и "Ель арна", хорошо поработали, и у детей была возможность готовить уроки в ускоренном формате. Думается, наступило время создать свой образовательный канал "Бiлiм", через который мы могли бы транслировать уроки лучших педагогов.
- Сегодня мы пришли к тому, что вместо звезд развлекательного жанра звездами стали учителя, их узнают на улице. Пандемия позволила нам показать стране лучших учителей, - говорит Абенов.
Он полагает, что в этом отношении создание учебного телевидения позволит создать контент, образовательные технологии более конкурентоспособными.
- Также хотелось бы сказать вот о чем. Сегодня правительство предусмотрело стандартные подходы к штату школы, но при этом мы говорим, что школе нужно дать автономию. Эти вещи несовместимы, поэтому предлагаю отменить такой подход. Когда есть подушевое финансирование, нужно позволить школам самим определять штатное расписание и возможность привлечения преподавателей, - прокомментировал общественный деятель.
Также он считает, что нужно решить вопросы с обеспечением компьютерами учителей, заменить единые базовые учебники на альтернативные, и тогда можно будет сэкономить миллиарды. Что касается электронных учебников, то, по его мнению, нужно хотя бы младшие классы обеспечить планшетами и закачать им эти книги, чтобы они могли их использовать.
Говоря об утечке талантов, Мурат Абенов предложил вернуться к тому, чтобы лучшим ученикам, победителям олимпиад государственные гранты предоставлялись вне конкурса.
Торгын Нурсеитова