В Верховном суде рассказали, почему не открывают суды и не проводят заседания офлайн
Почему работу судов не переводят в привычный режим и они продолжают вести процессы онлайн, рассказал руководитель пресс-службы Верховного суда Айдос Садуакасов, передает zakon.kz.
Как вы знаете, сведения о росте коронавирусе в стране ужасают своей молниеносностью и масштабами распространения.Наблюдается рост заболевших, в т.ч. и среди госслужащих. Приходится констатировать и об увеличении заболеваемости в регионах. К сожалению, среди заболевших значатся судьи и сотрудники судов ряда областей.Но в ФБ люди продолжают высказываться с требованиями открыть суды и проводить судебные процессы офлаин, - написал руководитель пресс-службы Верховного суда Айдос Садуакасов на своей странице в Facebook.
По его мнению, работающие рестораны и магазины нельзя сравнивать с работой судов.
Давайте, посмотрим: на чем базируется решение - проводить процессы онлайн или офлайн? Напомню: все решения о введении ЧП, усилении или послаблении режима карантина основаны, прежде всего, на официальном заключении главного санитарного врача страны. Относительно областей - его регионального представителя. Суды здесь – не исключение.
В настоящее время, как вы знаете, режим ЧП снят, но карантинные мероприятия сохраняются. Об уровне угрозы – сказал выше. Этот вирус – не миф! Он реально существует и очень опасен, - продолжил он.
Он отметил, что открытие судов в такой ситуации чревато.
"Прежде всего, необходимо учесть, что строгое соблюдение посетителями требований санитарно-эпидемиологических норм не гарантирует полное исключение распространения вируса. Следовательно, при проведении сейчас судебных процессов с непосредственным участием сторон не исключен риск заражения вирусом не только участников, но, разумеется, самих судей. А это, в свою очередь, может привести к закрытию суда. Но что значит полностью «закрыть» суд на карантин? Пользователи соцсетей сравнивают работу суда с магазином. Но этого категорически нельзя делать. Почему? При закрытии одного торгового объекта на карантин покупатель идет в другой. Если одна госорганизация прекращает свою деятельность, то ее функции могут быть переданы в другие госорганы, обязанности их сотрудников могут выполнять привлеченные к этой работе коллеги из других районов и областей. Либо вышестоящий орган сам может подменить это выполнение. В случае с судами так нельзя", - пояснил Садуакасов.
При этом он отметил, что «закрыть» же суд, значит, полностью остановить судопроизводство в данном районе. Потому что, в случае «закрытия» суда на карантин – участникам судебного процесса останется только ждать его «открытия», которое по санитарным нормам может произойти не ранее двух недель после закрытия.
А что такое отсрочка судебного процесса минимум на две недели – знают не только юристы. Это и нарушение сроков рассмотрения, обжалования и т.д. Передать же дела на рассмотрение в другой суд нельзя. Каждый суд, знают юристы, имеет свою определенную подсудность. И, к примеру, Сарыаркинский райсуд не может рассматривать дела Алматинского райсуда, даже если оба эти суда расположены в столице. Соответственного передать дела одного суда на рассмотрение другого или иными словами изменить подсудность – нарушение закона. Это регламентирует подпункт 3 пункта 3 статьи 77 Конституции нашей страны, - рассказал представитель ВС.
Также он заметил, что в судах республики проводятся судебные процессы с непосредственным участием сторон. В основном, речь идет об уголовных делах с большим количеством подсудимых.
Но по ним есть примеры, когда конвоиры отказываются доставлять из СИЗО в суды подсудимых из-за риска заражения вирусом. В целом, в настоящее время в суды ежедневно поступают около 7 тысяч дел и материалов по уголовным, гражданским и административным делам, - сказал он.
Садуакасов также отметил, что Верховный Суд разделяет мнение о том, что традиционное офлайн рассмотрение судом дел – самое лучшее. Но в сегодняшней сложной эпидемиологической ситуации онлайн суды – решение оптимальное.
"Поэтому неукоснительное соблюдение предписания Главного санитарного врача РК и местных СЭС – мера вынужденная сейчас и обязательное требование для всех", - заключил он.